Анна Пенькова
Проект «Театр и мы»
Тип проекта: среднесрочный, информационно-творческий, групповой
Актуальность
Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Публикация «Проект „Театр и мы“» размещена в разделах
Проблема:
Недостаточное развитие творческих способностей воспитанников.
Обоснование проблемы:
- недостаточное внимание педагогов к театрализованной деятельности в детском саду;
- поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, различных формах театрализованной деятельности в детском саду;
- не сформированы умения детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика);
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации театрализованной деятельности.
Основная цель проекта
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи проекта
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров);
- совершенствовать артистические навыки участников проекта;
- развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе;
- - создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности;
- привлечь родителей воспитанников к участию в жизни детского сада через участие в проекте «Театр и МЫ».
Участники проекта
Педагоги ДОУ, воспитанники групп «Капелька» и «Зайка», их родители.
Срок реализации проекта
01 сентября - 31 мая
Ожидаемые результаты:
- повышение творческого потенциала воспитанников;
- пробуждение интереса детей и родителей к театру;
- получение детьми первичных навыков в области театрального искусства, использовании мимики, жестов, интонационной выразительности, кукловождения;
- включение театрализованной деятельности в единый образовательный процесс;
- повышение самооценки участников проекта;
Этапы проекта:
Проблематизация
• Ознакомление с итогами диагностики и мониторинга.
• Наблюдение за деятельностью детей.
• Анкетирование родителей.
Концептуализация
• Создание творческой группы по разработке проекта.
• Выделение целей и задач.
• Подбор информации по выделенным проблемам.
Планирование
• Работа творческой группы по планированию этапов реализации проекта.
• Обсуждение проекта и внесение изменений.
• Составление плана- графика реализации проекта и определение ответственных.
• Составление списка необходимых материалов для реализации проекта.
• Знакомство педагогов и родителей с проектом «Театр и МЫ». Мотивация участников проекта.
• Разработка сценариев праздников, мероприятий, конспектов занятий с включением театрализованной деятельности.
Реализация плана
• Создание условий для реализации проекта
Анализ информационного материала по теме «Театральная деятельность в ДОУ»
сентябрь старший воспитатель
Создание и обновление игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей
ноябрь, декабрь воспитатели
Обновление костюмерной
декабрь, январь музыкальный руководитель
Подбор сценариев, музыкального материала для репетиций и постановки театрализованных праздников и спектаклей.
в течение учебного года музыкальный руководитель
• Работа с детьми
Диагностика творческого развития воспитанников
сентябрь педагог- психолог
Беседа «Что такое театр?»
октябрь педагог- психолог, воспитатели
Выставка- презентация различных видов театра.
ноябрь старший воспитатель
Просмотр спектаклей театра «Арлекин» и беседы об увиденном:
«Стойкий оловянный солдатик»
«Три медведя»
«Путешествие с куклами»
октябрь,январь,апрель воспитатели
Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста: «Какие эмоции живут в театре?»
ноябрь, декабрь педагог-психолог
Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра. Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок.
В течение года воспитатели
Введение элементов театрализованной ритмопластики в комплексы утренней гимнастики.
сентябрь- май музыкальный руководитель
Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Где живут эмоции?»
январь, февраль педагог-психолог
«Сказочные гастроли» (показ мини- спектаклей воспитанникам младших групп в их групповых помещениях)
февраль воспитатели
Конкурс рисунков «Все сказки мира»
Участие в городском этапе конкурса
март, апрель старший воспитатель
Сказка: «По дороге к радости». Сочиняем, играем, репетируем, выступаем.
март, апрель педагог-психолог
Проведение праздничных утренников в форме театрализованных представлений:
«Гуси- лебеди»
«Снежная королева»
«По страницам любимых сказок»
«Муха-цокотуха»
«У Лукоморья дуб зеленый»
октябрь, декабрь, март,май музыкальный руководитель
Участие в городском конкурсе театрального творчества
март, апрель музыкальный руководитель,
педагог-психолог
Диагностика творческого развития воспитанников
май педагог- психолог
• Информационно- методическая работа с педагогами ДОУ
Диагностика «Что такое театр?»
сентябрь педагог-психолог
Консультация «Развитие художественно- творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»
октябрь педагог- психолог, музыкальный руководитель
Выставка- презентация различных видов театра.
ноябрь старший воспитатель
Смотр- конкурс музыкальных и театрализованных уголков.
декабрь старший воспитатель
Беседа «Включение театрализованной игры в свободную совместную деятельность детей»
январь педагог-психолог
Просмотр открытых занятий с элементами театрализации.
январь, февраль старший воспитатель.
Игра «Театральный ринг»
март педагог-психолог
Диагностика «Что такое театр?»
май педагог-психолог
• Взаимодействие с родителями
Стендовая информация «Театры нашего города- детям»
в течение учебного года педагог-психолог, старший воспитатель
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
ноябрь педагог-психолог, воспитатели
Акция «Подари сказку детям». Привлечение родителей к наполнению театрализованных уголков, пополнению костюмерной
ноябрь, декабрь воспитатели, музыкальный руководитель
Семейная гостиная «Знаете ли вы своего ребенка?»
ноябрь, май педагог-психолог
Привлечение родителей к совместному с детьми участию в театрализованной деятельности
март- май воспитатели, музыкальный руководитель
Просмотр сказки «По дороге к Радости»
март педагог-психолог
3. Рефлексия
• Подведение итогов реализации проекта
• Соотнесение ожидаемых и реальных результатов
• Оформление итогов реализации проекта
Итоги:
В реализации проекта приняли участие:
-дети старшей и подготовительной групп (60 человек)
-родители (45 человек)
-сотрудники ДОУ (8 человек)
Были получены следующие результаты:
- результаты диагностики творческого развития показали качественный рост всех показателей;
-родители и дети познакомились с видами театра, его историей, способами изготовления и обыгрывания;
- более 70% родителей воспитанников приняли активное участие в реализации проекта;
- дети с увлечением использовали наполнение театрального уголка в группе в самостоятельной деятельности;
- хорошие показатели «актерского мастерства» для детей 6-7 лет;
-успешное выступление детей в I городском конкурсе театрального творчества дошкольников (отрывок из спектакля «Муха- цокотуха»- Гран-при конкурса, литературно- музыкальная композиция «Царевна Несмеяна»- Диплом II степени, сказка «По дороге к радости»- Сертификат участника)
- презентация итогов проекта в виде оформления стенда «Наши успехи, наши победы».