Наира Арутюнян
Проект по сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Сказкатерапия – как средство воспитания дошкольника».
Сказка – источник народной мудрости. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается» (Древняя мудрость)
Проект по времени проведения - средней продолжительности
Участники проекта : педагоги, дети старшей группы «Теремок», родители группы.
Место реализации: — МБДОУ №11 детский сад «Березка», старшая группа «Теремок».
Срок реализации: 2014 – 2015 год.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект по сказкотерапии» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказкотерапия – это прежде всего ЯЗЫК, на котором можно вести беседы с душой человека.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А. Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Форм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств.
Задачи:
- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;
- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
-формировать понимание добра и зла;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Методы реализации задач:
- поиск информации в специальных источниках;
- мониторинг нравственного и эмоционального развития;
-информационно – образовательная работа с детьми.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание Сроки
Этап № 1 Подготовительный:
- Диагностирование детей;
-Изучение методической литературы
-подбор художественной литературы для детей;
-Разработка методического материала к проекту Октябрь –ноябрь 2014 год
Этап № 2 Практический:
познавательный, игровой, творческий Ноябрь- апрель2014 – 2015 год
Этап № 3 Завершающий:
Контрольно-оценочный Апрель – май 2015 год
План работы над проектом.
№ Мероприятия Сроки
Работа с детьми.
1.
2.
3
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик :«Закончи историю» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А. «Сюжетные картинки» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А «Раскрась рисунок» Урунтаева Д. А., Афонькина Ю. А
Занятие по сказке «Цветик – семицветик»
Занятие по русской народной сказке «Крошечка – Хаврошечка»
Занятие по русской народной сказке «Маша и медведь»
Занятие по русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Занятие по сказке «Три поросенка»
Занятие по сказке «Волк и козлята»
Занятие посказке «Лесная полянка»
-Свободная деятельность
-Игровая терапия
Дидактические игры:
«Сочиняем сказки»
«Расскажи сказку»
«Что сначала, что потом»
«Чьи это вещи»
«Угадай сказку» и др.
Литературная викторина по сказкам
Беседы:
«Мой любимый сказочный герой»
«Сказка ложь, да в ней намёк….»
Сюжетные творческие игры:
«Салон красоты»
«Театр моды»
«Театр масок»
Сказочная мастерская
Чтение художественной литературы.
Продуктивная деятельность детей.
Досуг «В гостях у сказки».
Работа с родителями.
Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей.
Анкетирование родителей по данной проблеме.
«Воспитание сказкой».
Консультация по данной теме:
«Сказкотерапия».- «Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников»
Постановка театрализованного представления: «Мамина песенка»(ко дню матери)совместно с детьми и воспитателем; участие в новогоднем утреннике
Творческая мастерская. (Совместное творчество детей и родителей)
Конкурс «Сочини свою сказку»
«Любимый сказочный персонаж моего ребёнка».
«День открытых дверей».
Оборудование и пополнение развивающей среды.
Оформление сенсорного уголка.
Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации).
Приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии : «Волшебная лампа», «Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» .
Пополнение театрального уголка в группе.
Итоги работы.
Презентация.
Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам.
Оборудованная предметно – развивающая среда Октябрь, 2014;апрель. 2015.
В течение проекта
В течение проекта.
В течение проекта.
В течение проекта.
В течение проекта.
Январь 2015г.
Октябрь - Ноябрь –.2014.
Ноябрь 2014
Ноябрь – декабрь 2014
Февраль 2015.
В течение проекта
Апрель – май 2015
Ожидаемый результат.
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств; проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
3. Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Оценка результатов:
Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.
«Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций» (Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева.)