Евгения Сизова
Проект «Давай поиграем» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Давай поиграем» в группе раннего возраста (1-2 лет)
Актуальность.
В настоящее время создано огромное количество развивающих игр и игрушек для детей. Но мы, педагоги, вынуждены отметить, что играющий ребенок часто не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке или использует её не по назначению, или вовсе не интересуется ею. Причины могут быть разные. Порой игрушка не учитывает индивидуальных предпочтений ребенка. И тут на помощь приходят любящие взрослые, которые хорошо знают его интересы, используют в игре с малышом его любимые игрушки. А игрушки, сделанные их руками, повышают уровень восприятия и сенсомоторных навыков. Так возникла идея проекта. Цель: создание пособий, направленных на формирование и накопление сенсомоторного опыта детей через развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия в совместной деятельности педагогов и родителей.
Публикация «Проект „Давай поиграем“ в группе раннего возраста» размещена в разделах
Задачи:
1. Создание благоприятных условий для игрового развития детей.
2. Привлечение родителей к созданию игрушек и пособий для детей.
3. Воспитание у детей бережного отношения к игрушкам и заботы о них.
4. Формирование умения передавать своё отношение к игрушкам.
Участники проекта : дети группы «Гномик», воспитатели, родители.
Сроки реализации: средний по продолжительности (2 месяца).
Ожидаемый результат.
Для детей:
1. Ребёнок проявляет к игрушкам эмоциональное положительное отношение и ухаживает за ними;
2. Может применять элементарные игровые действия с куклами, матрёшками, машинками, строительным материалом, пирамидками, каталками.
3. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно, помогает (если надо помочь, сочувствует, тихо ведет себя (если кто- то спит или устал);
4. Получает удовольствие от общения со сверстниками.
Для педагогов:
1. Педагог становится не только воспитателем, но и партнером родителей в воспитании детей;
2. Взаимодействует с родителями на основе педагогического диалога;
3. Педагог формирует у родителей потребность в частом общении с детьми, оказывает им практическую помощь в организации игровой деятельности с детьми в кругу семьи.
Для родителей:
1. Родители становятся активными участниками проектной деятельности;
2. Обогащают родительский опыт воспитания ребенка;
3. Испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от успехов ребенка и своих успехов.
Формы реализации проекта.
1. Индивидуальная беседа «Как родители играют с ребёнком дома. Подведение итогов проекта».
2. Консультации для родителей «Развивающие игрушки для малышей», «Игрушки - забавы»
3. Статьи в родительский уголок «Роль игры в развитии детей», «Особенности развития сюжетно – отобразительной игры детей второго года жизни»
4. Чтение и разучивание стихотворений об игрушках. (А. Барто)
5. Конкурс «Моя любимая игрушка» (декабрь)
6. Творческая гостиная «Игрушки для детей руками родителей» Изготовление различных театров, кукол, игрушек, физкультурного оборудования.
7. Фотоотчёт «Игровой калейдоскоп»
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный:
1. Анкетирование «Игрушка в жизни вашего ребенка».
2. Знакомство родителей с проектом «Давай поиграем».
3. Анализ игровой среды.
4. Подбор игрового материала, художественной литературы.
5. Поместить в родительский уголок статьи «Роль игры в развитии детей», «Особенности развития сюжетно – отобразительной игры детей второго года жизни»
6. Подготовка консультаций для родителей.
II этап – основной:
1. Дидактические игры:
«Покажи и назови игрушку»,
«Найди тень»,
«Найди такую же»,
«Вкладыши»,
«Собери картинку из 2 частей».
2. Игры с матрё шками:
«Игрушка – матрешка» Задачи: Побуждать детей действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей.
«Матрешка» Задачи: Вызвать интерес детей к матрешке. Продолжать учить детей действовать с ней, выполнять соотносящие действия.
«Покатай матрешку» Задачи: Продолжать формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, к действиям с ними.
«Угощаем матрешек» Задачи: Побуждать детей выполнять предметно-игровые действия; Учить расставлять посуду каждой матрешке.
3. С/Игры с куклами
«Устроим кукле комнату» Задачи: Формировать представления детей о предметах мебели (стол, стул, диван, кровать, их назначении. Называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегченные слова). Побуждать к активным действиям.
«Угостим куклу чаем» Задачи: Побуждать детей поить куклу чаем (впоследствии мишку, зайца и т. д.). Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними. Воспитывать ласковое, заботливое отношение к кукле.
«Накормим куклу обедом» Задачи: Продолжать учить детей игре с куклой. Помочь разнообразить игровые действия. Воспитывать заботливое отношение к кукле, как к дочке.
«Укладывание куклы спать» Задачи: Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, положить куклу, накрыть е одеялом). Научить детей ласково обращаться с куклой, как с дочкой.
«Кукла проснулась» Задачи: Закреплять умения детей узнавать и называть доступными речевыми средствами знакомые предметы, понимать их назначение, включаться в общение со взрослыми в форме речи и игровых действий.
«Купание куклы» Задачи: Формировать умение детей купать кукол. Показать, как последовательно выполнять цепочку игровых действий, сопровождая их речью, мимикой, жестами. Формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребенку, выражать ласку, понимать е состояние (вес лая, грустная, холодно ей или тепло и т. д.).
«Постираем кукле платье» Задачи: Способствовать обогащению игр новыми сюжетами. Воспитывать интерес к труду, желание принимать в н м посильное участие.
«Оденем куклу на прогулку» Задачи: Расширять представления детей о предметах зимней одежды, их отличительных признаках (зимой надевают т плую одежду). Обогащать словарь детей: пальто, куртка, шапка, шарф, варежки и т. д. Побуждать детей к активной речевой реакции, к диалогу.
«Кукла заболела» Задачи: Формировать умение детей выполнять основные действия врача (измерить температуру, дать лекарство, пользоваться атрибутами по назначению. Воспитывать чувство заботы, сопереживания больному.
4. Игры со стройматериалом
«Построим мебель для матрешки» Задачи: Формировать у детей интерес к строительным играм; учить детей выполнять предметно-игровые действия по подражанию. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.
«Домики для игрушек» Задачи: Продолжать формировать предметно-игровые действия по подражанию. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.
«Машина» Задачи: Закреплять интерес к конструированию; Учить детей строить машину из кубика и кирпичика одновременно.
«Скамеечка для матрешки» Задачи: Учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Побуждать детей к общению. Научить играть с постройками.
5. Игры с машинами
«Дом для машины» Задачи: Формировать представления детей о транспорте. Познакомить с понятием «гараж». Формировать навыки правильных взаимоотношений, совместных действий.
«Приехал Мишка на машине» Задачи: Продолжать формировать представления у детей о транспорте, его назначении. Формировать умения детей выполнять цепочку игровых действий.
«Покатаем кукол на машине» Задачи: Формировать умение детей переносить знакомые игровые действия на другие игрушки.
«Ремонтируем автобус» Задачи: Способствовать обогащению игры новым сюжетом. Воспитывать отзывчивость, доброту.
6. Пальчиковые игры:
«Погремушечки гремят»,
«Барабан»,
«Заводная машинка»,
«Игрушки»,
«Цып-цып - цып».
7. Чтение и разучивание стихотворений А. Барто «Игрушки», Приложение № 2 .
8. Игры на развитие двигательной активности:
«Найди игрушку»,
«Дотянись до игрушки, которую назову»,
«Принеси игрушку, которую назову»,
«Весёлые каталки».
9. У. Г. :
«Зайка серенький сидит»,
«Самолёты»,
«Жил – был зайчик»,
«Топаем - хлопаем»,
«Застучали ножки»,
«Мы ногами топ – топ - топ»,
«Кот на печку пошёл». Приложение № 3.
10. Игры на развитие мелкой моторики рук: с прищепками
«Погремушка»,
«Зайчик»,
«Цыплёнок»;
«Найди игрушку» (игрушки спрятаны в крупе фасоли или гороха)
11. Музыка.
«Кукла». Музыка М. Старокадомского. Слова О. Высотской.
«Лошадка». Музыка Е. Тиличеевой. Слова Н. Френкель.
«Машенька-Маша». Музыка и слова С. Невельштейн. Обработка В. Герчик.
«Весёлый паровоз». Музыка З. Компанейца. Слова О. Высоцкой
«Весёлые матрёшки». Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Некрасовой
«Танец с куклами». Музыка А. Филиппенко. Слова Е. Макшанцевой.
«Танец с погремушками».
12. Просмотр развивающего мультика для самых маленьких.
«Игрушки для малышей. Часть 2. Учим названия игрушек»
13. Игры с пирамидками:
«Найди такое же колечко как у меня»,
«Надень колечко на палочку»,
«Дорожка из колечек» (сложить ровную дорожку постепенно сужающуюся,
«Башенка» (формировать умение детей различать величину колец,
«Найди все красные, синие, зелёные колечки»,
«Собери и разбери пирамидку».
III этап – заключительный:
1. Творческая гостиная «Игрушки для детей руками родителей»
2. Фотоотчёт «Игровой калейдоскоп»
3. Индивидуальная беседа с родителями «Как родители играют с ребёнком дома. Подведение итогов проекта»
ЛИТЕРАТУРА:
1. «Воспитание детей в игре». /под ред. Менджерицкой Д. В. – М. : Просвещение, 1979г.
2. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» / под ред. Павловой Л. Н. – М. : Просвещение, 1988г.
3. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» / под ред. Новос ловой С. Л. – М. : Просвещение, 1985г.
4. Картушина М. Ю. «Забавы для малышей». – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М. : ТЦ «Сфера», 2005г.
6. Павлова Л. Н. Раннее детство : Развитие речи и мышления: методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2000г.
7. Развивающие игры с малышами до тр х лет: популярное пособие для родителей и педагогов. / составитель Галанова Г. В. – Ярославль, 1998г.
8. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / составитель Д мина Е. С. – М. : ТЦ «Сфера», 2006г.
Приложение № 1
Приложение № 2
. СТИХИ ОБ ИГРУШКАХ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
. СТИХИ ПРО ИГРУШКУ — ПОГРЕМУШКУ
А. Барто. Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка,
На ковре перед крыльцом,
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда,
Раздается этот звон?
Л. Разумова. Погремушка
Мне купили погремушку,
Я трясу её над ушком.
Шарики внутри звенят,
Положу — они молчат.
М. Дружинина
Дали Маше погремушку,
И гремит она над ушком,
Маша не пугается,
Маша улыбается!
СТИХИ ПРО ИГРУШКУ — ЗАЙЧИКА
И. Токмакова. Баиньки
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки.
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растёт.
В. Берестов. Заиньки
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки
Потому что маленьки.
Г. Лагздынь. Зайка, зайка, попляши!
Зайка, Зайка, попляши!
Зайка, зайка, попляши!
Нашу Машу посмеши!
Топай, топай лапками,
Серенькими тапками!
Вот так! Вот так!
Пляшет заинька гопак!
СТИХИ ПРО ИГРУШЕЧНОГО ПОРОСЕНКА
П. Синявский. Хрюхрюшкина частушка
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего хрюхрюшке душ,
Раз на свете столько луж?
СТИХИ ПРО ИГРУШКУ-СЛОНА
А. Барто. Слон
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон
СТИХИ ПРО ИГРУШЕЧНУЮ КОРОВУ И БЫЧКА
В. Степанов. Зорька
— Зорька, Зорька, где была?
— За горой.
— Зорька, Зорька, где гора?
— За рекой.
— Зорька, Зорька, где река?
— За мостком.
— Зорька, Зорька, где мосток?
— За леском.
— Зорька, Зорька, ты была далеко.
Что хозяйке принесла?
— Молоко.
Мууууууууу.
В. Берестов. Бычок
Маленький бычок,
Желтенький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у!
В. Берестов. Коровушка
Коровушка, коровушка!
Рогатая … головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше … дай!
СТИХИ ПРО ИГРУШЕЧНУЮ КОШКУ
Г. Сапгир. Кошка
— Кошка, как тебя зовут?
— Мяу.
— Стережешь ты мышку тут?
— Мяу.
— Мяу, хочешь молочка?
— Мяу.
— А в приятели – щенка?
— Фрр!
З. Александрова. Топотушки
Топ, топ, топотушки…
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!
М. Дружинина. Кошка
— Мурр – мурр – мурр, —
Мурлычет кошка, —
Ты погладь меня немножко!
От тепла и ласки
Я зажмуррррю глазки!
СТИХИ ПРО ИГРУШКУ — МИШКУ
З. Александрова. Мой мишка
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку —
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко своё допей,
И пойдём гулять скорей!
Это — куры, это — утки,
Чёрный Шарик спит у будки.
Мы его не позовём,
Убежим гулять вдвоём.
Пьёт козлёнок из корыта,
На тебя глядит сердито.
Ты не бойся — это гусь,
Я сама его боюсь.
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в речке,
Будем плавать, загорать,
Наши трусики стирать.
Мишка топал, баловался,
Лёгкий мостик зашатался,
По воде идут круги…
Шарик, Шарик, помоги!
Мишка мокрый, будто губка,
Сохнет плюшевая шубка.
Шарик убежал вперёд.
Нам от мамы попадёт!
СТИХИ ПРО ИГРУШКУ — ПЕТУШКА
Г. Лагздынь. Петушок
— Петушок, петушок,
Подари мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
.М. Дружинина. Петух
— У меня отличный слух, —
Как-то хвастался петух, —
Ни корове, ни жуку,
Так не спеть: КУ - КА – РЕ — КУ!
СТИХИ ПРО ИГРУШЕЧНОГО КОНЯ
М. Клокова. Конь
Я залез на коня.
И держусь руками.
Посмотрите на меня, –
Я поехал к маме.
В. Берестов. Лошадка
— Но!- сказали мы лошадке.
И помчались без оглядки.
Вьётся грива на ветру.
Вот и дом. Лошадка, тпру!
М. Клокова. Мой конь
Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!
СТИХИ ПРО КУКЛУ
М. Дружинина
Плещется в водичке дочка Маша,
Плещется в водичке кукла Даша.
Мама вытирает свою Машу,
Маша вытирает свою Дашу.
Ю. Гарей Колыбельная
Спи, моя хорошая,
Баю – баю - бай!
Куколка любимая,
Глазки закрывай.
Я тебя раздену,
Застелю кровать.
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Г. Бойко. Кукла
Этой куклы кто не знает?
Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает,
Только на руки берешь.
И хоть слез у куклы нету,
Плачет девочка моя:
— Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я.
В Берестов. Больная кукла
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Т. Коваль. Кукла
Я пекла, варила,
Кукол накормила.
Куклы меня слушали,
Быстренько все скушали:
И суп из цветочков,
И пирог из песочка,
И котлеты из глины,
И компот из рябины.
Приложение № 3. Комплексы У. Г.
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит
(приставляем ладошки к голове)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(топаем ногами)
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал!
(пугаемся и разбегаемся по комнате)
Самолеты
Самолеты загудели, вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели.
(руки в стороны, бежим по комнате)
На полянку тихо сели,
(приседаем)
Да и снова полетели.
(руки в стороны, снова бежим по комнате)
Жил – был зайчик
Жил – был зайчик,
Длинные ушки.
(приставляем ладошки к голове)
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
(прикрываем носик рукой)
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
(прикрываем попу)
И поехал греться
(обнимаем сами себя)
К ребятишкам в гости.
(В. Хорол)
Топаем – хлопаем
Выполняйте с ребенком соответствующие тексту движения:
Мы потопаем, как мишка:
Топ-топ-топ-топ!
Мы похлопаем, как мишка:
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Лапы вверх мы поднимаем,
На другие приседаем.
Мы ногами топ-топ-топ
Мы ногами топ-топ-топ,
(ходим по комнате и топаем)
А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем в ладоши)
Ай да малыши, ай да крепыши!
По дорожке мы шагаем
(топаем по комнате)
И в ладошки ударяем.
(хлопаем в ладоши)
Топ-топ, ножки, топ!
(топаем на месте)
Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!
(хлопаем)
Ай да малыши!
(руки на пояс, кружимся)
Ай да крепыши!
(А. Ануфриева)
Застучали ножки
Застучали ножки
(топаем ногами)
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз,
Будет весело у нас.
(хлопаем в ладоши)
Кулачком сильнее бей,
(кулачком стучим по ладошке)
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком,
И покружимся волчком!
(кружимся)
Приложение № 4
Статья в родительский уголок.
«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ»
На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь – играть. А вот почему ребёнок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. Наблюдая окружающий мир и деятельность окружающих его людей, ребёнок хочет стать е участником, но в полной мере, как взрослый, ещё не может этого сделать. А вот в игре он может все. Игра для ребёнка – наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребёнка во многом зависит от того, во что и как он играет. И чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игры, объединении детей, наличии конфликтов по поводу игрушек. Для детей второго года жизни характерны действия, направленные на выполнения специфических действий с предметами и достижение определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста. В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребёнок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года жизни
начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребёнка сюжетов из жизни. Таким образом, формируется сюжетно – отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (в быту, на занятиях и т. д.). Игра с образными игрушками на втором году жизни включает элементы воображения и протекает в форме решения игровых задач. Теперь ребёнку интересно не просто катать машину или коляску, а сажать в них куклу или зайчика и катать их, готовить для игрушек обед, кормить их, укладывать игрушки в кровать и баюкать их и т. д. Одну и ту же жизненную ситуацию, которая определяет содержание сюжета, дети могут с удовольствием отображать в течение года, если при этом изменяются, усложняются игровые способы и средства. Например, при кормлении куклы дети сначала используют предметы, предложенные взрослым - ложку, а затем охотно прибегают к замене ложки на палочку, соломинку. Позднее дети могут называть воображаемую пищу, подготовить условия для кормления кукол и т. д. К концу второго года жизни ребёнок уже берет на себя роль в игре, но не заявляет о ней. Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале становления сюжетно - отобразительной игры. Сначала сюжетно - отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребёнок кормит куклу, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие. И чтобы сюжетно - отобразительная игра развивалась в таком направлении, необходимо создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира: через наблюдения действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Но не менее важно так же, чтобы в поле зрения ребёнка были подходящие сюжетно образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки и т. д.). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного. Полезно, чтобы ребёнок переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только куклу, но и мишку, зайчика и т. д.). Продолжение этого игрового умения – перенос знакомых действий с игрушками в разнообразные игровые ситуации (одевает куклу на прогулку, одевает куклу после сна, примеряет ей разные наряды и т. д.). Для того, чтобы игровые умения поднялись на более высокий уровень, необходимо наряду с образными игрушками вводить игрушки-заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления и речи ребёнка. Освоение детьми раннего возраста игрового опыта происходит: в процессе специальных обучающих игр (показы - инсценировки, театрализованные игры, игры-занятия, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные и музыкальные игры); в процессе игры педагога с детьми при его длительном или кратковременном участии в игре. Таким образом, на этапе сюжетно - отобразительной игры ведущим направлением работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребёнка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а, следовательно, создаёт возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.