Светлана Литвинова
Проект «Чудо природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо природы» (смешанная группа 5-7 лет)
1. Название проекта «Чудо природы»
2. Проблема: Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир в процессе исследовательской деятельности.
3. Цель: Способствовать формированию интереса к исследованию.
4. Задачи: Способствовать формированию интереса к исследованию полезного ископаемого – соли, *ее свойств и качеств, характер использования человеком.
Расширить представления о добыче соли.
*Приобщать к элементарному исследованию.
Публикация «Проект „Чудо природы“» размещена в разделах
Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
5. И. О. О. : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
6. Сценарий совместной деятельности по решению задач:
• довести до участников проекта важность данной проблемы;
• составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
• подбор методической литературы;
• подбор материала для организации деятельности с детьми и родителями;
• создание предметно-развивающей среды.
7. Описание продукта, полученного в результате проекта :
• У детей сформированы обобщающие понятия.
• Пополнился словарный запас детей.
• Собран и систематизирован материал по теме проекта.
8. Вид проекта : познавательно-творческий, краткосрочный
9. Состав участников: дети группы «Росинка», воспитатели группы, родители воспитанников.
10. Направления по образовательным областям:
№ Названия образовательных областей Задачи Содержание
1. Познавательное развитие Создать условия необходимые для исследования соли, определять ее свойства и качества, характер использования человеком.
Развивать интерес к получению новых знаний и умений. Поддерживать успешность в самостоятельных действиях.
Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?», «Виды соли».Видео- презентация «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».
Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований:
- выращивание кристаллов,
- свойства соли,
- окрашивание соли,
-«тонет – не тонет».
Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.
2. Речевое развитие Поддержать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира. Развивать интерес к получению новых знаний. Знакомство с загадками, с пословицами и поговорками на тему: «соль». Чтение сказки «Про соль».
3. Художественно-эстетическое развитие Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Рисование «Чудо соль».
4. Работа с родителями Донести до сознания родителей важность проблемы. Способствовать укреплению семейных связей. Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет.
11. Дополнительная информация необходимая для выполнения проекта :
информация из интернета, художественно-методическая литература, обращение к специалистам и т. д.
12. Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации, сюжетные и предметные картинки, альбомы, мультимедийное оборудование.
13. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
№ Этап Содержание деятельности Сроки
1. Поисковый На основе проблем выбрать с детьми тему для проекта, составить матрицу проекта. Накопление материала, включение в матрицу проекта образовательной деятельности, других видов деятельности. Составление плана работы с родителями. Подбор информации через интернет. Открытое мероприятие. 2 дня
2 Аналитический Произвести анализ собранного материала с целью соответствия детям данного возраста. 1 день
3. Практический Пробудить у детей интерес к исследованиям по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. Способствовать формированию умений проводить исследовательскую деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли. Беседы с детьми, папка-передвижка для родителей. Чтение и обсуждение прочитанного. Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли.
В течении 10 дней.
4. Презентационный Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».
Составление коллекции образцов соли. Папка-передвижка «Удивительные истории о соли». Выставка рисунков «Чудо соль». 4 дня
5. Контрольный Вывод: Мы убедились, что данный проект позволил расширить познавательный интерес, пополнить словарный запас детей, любознательность, высокую активность. В ходе проектной исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных исследований с солью, познакомились с одним из способов выращивания кристаллов. Усиленно работали в творческой мастерской : красили соль восковыми мелками, пищевыми красителями, мелками и декорировали ими баночки, рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес. Также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! 1 день
14. Организационные формы работы над проектом.
№ Формы работы Название Сроки
1. НОД «Чудо природы» 1 день
2 Беседы Беседа с детьми : «Что мы знаем о соли?», «Соль- друг, соль-враг», «Свойства соли», «Можно ли обойтись без соли?», «Виды соли».Видео- фильм «Где и как добывают соль?», презентация «Чудо природы».
регулярно
4 Самостоятельная работа с родителями Беседы, папка-передвижка. Сбор образцов соли. Подбор информации через интернет. 10 дней
6. Исследовательская деятельность Составление коллекции образцов соли. Проведение исследований:
- выращивание кристаллов,
- свойства соли,
- окрашивание соли,
-«тонет – не тонет».
Ведение дневника наблюдений за кристаллизацией соли. Рисование солью.
10 дней
6. Групповое обсуждения Подведение итогов, определение задач для новых проектов. 1 день.
15. Форма проведения презентации.
НОД «Чудо природы».
Цель:
Поддержка детской инициативы
Задачи:
Способствовать формированию представления о соли, как о природном явлении.
*Стимулировать интерес к изучению неживой природы.
Побуждать формированию знаний о свойстве соли и значимости её .
Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы.
Развивать связную речь, мелкую моторику, любознательность.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
РППС:
Раздаточный материал: соль, ложки, стаканчики, вода, ёмкости с солью, нарукавники, стаканчики с выращенной солью, салфетки
Демонстрационный материал: слайды,музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Воспитатель: Добрый день, дорогие гости! Мы приглашаем вас в нашу лабораторию. И хотим показать и рассказать много интересного вам и поделиться своими знаниями с теми детьми, которые не смогли присутствовать при наших исследованиях.
Вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Можно:
Думать, слушать, смотреть, трогать и нюхать, только с разрешения воспитателя.
Нельзя:
Брать в рот, шуметь, разбивать.
И обязательно, взять с собой хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, мы с вами две недели говорили и исследовали одно вещество. Что это за вещество?
Дети: Соль.
Воспитатель: Какие свойства соли мы знаем?
Дети: Соль на вкус солёная. Она белая. У неё нет запаха. Мы рассматривали её через лупу – она похожа на маленькие кристаллы. Она растворяется в воде.
Воспитатель: Какие виды соли бывают?
Дети: В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. (Слайд №1)Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. (Слайд № 2)Сейчас в наше время при добыче соли используют специальные комбайны – солесосы (Слайд № 3)В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная ( пищевая: крупная и мелкая, морская)
Воспитатель: Как ещё добывают соль?
Дети: Соль добывают ещё в глубоких рудниках (Слайд № 4).
Воспитатель: Как она туда попала?
Дети: Все очень просто. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты.
Воспитатель: Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами вырастили на прошлой неделе. Что мы делали для того, чтобы вырос кристалл?
Дети: Мы взяли два стакана с водой, в один из них мы растворили 5 ложек соли, а в другом 1 ложку соли. Затем мы привязали к карандашу нитку и скрепку. Поставили эти стаканы на окно, чтобы вода испарялась. Мы стали наблюдать и вести календарь наблюдений. На 6 день вода в стакане, где было 5 ложек соли, вся испарилась и у нас вырос кристалл. Соль кристаллизовалась.
Воспитатель: Какой второй у нас был опыт по кристаллизации?
Дети: Мы взяли 2 стакана с водой и в каждом растворили по 3 ложки соли, затем взяли бинт и в каждый стакан положили концы бинта. Между стаканами поставили тарелку. Всё это поставили на окно, чтобы быстрее выпаривалась вода. На 3 день у нас соль кристаллизовалась.
Воспитатель: При помощи соли мы ещё создавали картины.
Дети: Мы на белом картоне нарисовали силуэт, затем каждый из нас свой рисунок намазали клеем и на клей посыпали соль. Потом когда соль приклеелась, мы раскрасили свои картины.
Воспитатель: Давайте, немного отдохнём
Физкультминутка.
У сотрудников науки много дел, нам не до скуки
Нужно вычислить расчёт, чтоб взлетел ввысь самолёт
Чтобы лодка не тонула и не съела нас акула
Чтоб дома наши стояли и земля нас удержала
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём исследования. В стаканах вода, в одном – солёная, а в другом – пресная. Берём яйцо, кладём сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
Дети: Оно тонет.
Воспитатель: Теперь кладём в солёную воду. Что происходит с яйцом?
Дети: Оно не утонуло.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: Что ещё мы узнали о соли?
Дети: «Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. (Слайд № 5) Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль- значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль -к соре, к неудаче. Потому что, в древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать:
Кому нужна соль?
Дети: людям, животным, растениям.
Воспитатель : Для чего нужна соль человеку?
Дети: Для усвоения пищи, для лечения, для движения мышц, для мытья посуды, для хранения продуктов, для производства лекарств, ткани, мыла, стекла, рисовать картины.
Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, как мы красили соль? При помощи чего?
Дети: цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем декорировать ёмкости цветной солью. Но сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать)
(пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Воспитатель: Теперь, прошу пройти в нашу художественную мастерскую. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. Делается это так: у вас у всех на столах стоят ёмкости с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль ложками. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышкой.
Самостоятельная работа под музыку.
Итог. Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Чему научились? Что вам понравилось?