Куцева Ольга
Проект «Чудо-камешки»
▼ Скачать +Заказ
Здравствуйте! Я, Куцева Ольга Викторовна, воспитатель детского сада №7. И сегодня я предлагаю Вам отправится в удивительное путешествие по жизни одной маленькой девочки. Вы готовы? А что нам поможет не заблудится? Конечно карта. И в первую очередь мы отправляемся в школу. Как вы думаете, а зачем она подошла к учительнице? Сказать, что не выполнила домашнюю работу или хочет поучаствовать в конкурсе? Конечно поучаствовать в конкурсе. Творческие конкуры, спорт, театральный кружок, день самоуправления все это сделало ее жизнь яркой, полной эмоций. Впервые она поняла, что ответственность важная черта педагога. А сейчас мы отправимся в колледж и посмотрим, чем она будет заниматься? За время учебы она было волонтером, организовывала мероприятия, участвовала в молодежных слетах и лагерях актива, принимала активное участие в жизни колледжа. За время обучения она поняла, что без любви к профессии ничего не получится. Для того чтобы научить чему- то детей нужно овладеть методиками, постоянно совершенствовать свои умения. А сейчас мы отправимся в институт. Здесь было много всего нового и интересного, и она окончательно убедилась в правильности выбранной профессии. А куда же мы отправимся сейчас? В детский сад? Постойте. Может мы заблудились? Давайте узнаем кем она работает в детском саду? У кого мы можем спросить? Конечно у заведующей. В группе сейчас идет занятие, давайте тихонечко заглянем. Подождите. Так это же я. Теперь я воспитатель в детском саду и мое путешествие только начинается.
Публикация «Проект „Чудо-камешки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
А сейчас я хочу познакомить вас со своим успешным проектом «Чудо камешки».
На данный момент русский язык насчитывает свыше 150 тысяч слов, не считая диалектных. Но говоря об особенностях нашего времени, когда каждый стремится узнать, как можно больше, для современного языка характерна экономия и скудность. А ведь то как человек излагает мысли, дает полную информацию о говорящем. Чтобы речь наших детей говорила о их позитивном мироощущении и высоких интеллектуальных способностях ее необходимо развивать с раннего детства. Догадайтесь что я взяла для активизации речи моих воспитанников? Итак, они бывают на шее, за пазухой и даже в почках… Правильно это камни! Любовь малышей к камешкам известна всем родителям и педагогам. Они для ребенка настоящий клад. Детям нравится носить их с собой, рассматривать, класть в кармашки и сортировать. Я подумала: раз для детей эти камешки так важны, почему бы не узнать о них побольше? Итак, представляю мой успешный проект «Чудо-камешки». По длительности он краткосрочный. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители и я.
Цель проекта : активизация речи дошкольников, через познавательно- исследовательскую деятельность.
Задачи: 1. познакомить детей со свойствами разных камней.
2. научить выделять признаки камней, учить подбирать точные определения для характеристики их особенностей.
3. Узнать о многообразном использовании человеком камней.
4. Развивать и обогащать словарный запас, связную речь детей.
5. Обучать детей искать ответы на вопросы, делать простейшие умозаключения, анализировать результат практической деятельности;
6. Развивать общую и мелкую моторику рук.
На организационном этапе перед детьми были поставлены вопросы: что такое камни? Откуда они появились? Зачем и для чего они природе и человеку? Мы пришли к выводу, что у нас мало ответов на эти вопросы, и они не научны.
Основной этап нашего проекта начался с организации выставки «Камни нашими глазами». Оказалось, что камни дома есть у всех. Одни принесли камешки, привезенные с моря, другие с улицы из песочницы, кто- то принес коллекцию минеральных камней, кто – то- лечебный камень шунгит. Так же на выставке были соляной камень, пемза, янтарь, каменный уголь и камешки для игр. Сделали вывод: что в мире много разнообразных камней. Но что такое камни и как они появились, мы так и не узнали! Это стало домашним заданием на выходные. Дома с родителями дети изучили соответствующую литературу и составили небольшие рассказы. Из них мы узнали то, что камни- это спрессованный песок, полезное ископаемое, куски застывших пород вулканического происхождения, ну наконец на землю падают метеориты, и это тоже камни! Из рассказов сделали вывод: камни- это твердое естественное образование
Далее мы стали изучать камни в разных направлениях. Первый вопрос, который у нас возник «Камень- какой он?». Чтобы ответить на него, мы стали исследовать различные свойства камней. Мы их отбирали наощупь, погружали в воду, взвешивали, перебирали пинцетами, рассматривали под лупой, пытались разбить. И пришли к выводу: камни бывают большие и маленькие, гладкие и шершавые, округлые и с острыми краями, легкие и тяжелые, зернистые и кристаллические, слоистые и монолитные, одного цвета и многоцветные, твердые и хрупкие.
Следующим направлением работы стал поиск ответа на вопрос «Зачем человеку камень?». Для этого мы провели экскурсии, рассматривали энциклопедии, открытки и фотографии, играли в игры. Мы обратились к истории и выяснили, что еще в первобытном обществе человек использовал камни для добычи пищи, защиты от врагов и диких животных, высекания огня, позже для строительства жилища. Человек строил из камня дороги, тротуары, мостовые, некоторые из которых сохранились до наших дней, использовал в искусстве, для создания скульптур, монументов, памятников, в ювелирном деле. В настоящее время человек использует камни в промышленности, некоторые виды каменей, минералы, для создания сложного, высокоточного технического оборудования, в том числе медицинского. И мы пришли к выводу: камни разные нужны, камни разные важны.
И тут возник вопрос «Какие профессии людей связаны с камнем?». Оказалось, таких профессий много: геолог, шахтер, дорожный рабочий, декоратор, скульптор, ювелир, строитель. Ребята познакомились с профессией геммолог-это человек, занимающийся изучением и описанием разнообразных горных пород.
Итак, «Зачем человеку камень?» мы выяснили, но каково значение камней в природе? Мы искали ответ на этот вопрос и ничего не нашли. Но кроме того, что камни – это не только сама земля: целые-её основа, а измельченные – это песок и часть почвы, но они еще используются животными. Оказывается, куры глотают мелкие камешки, которые помогают им легче усваивать пищу. Копнув немного глубже мы выяснили, что так делают не только куры, но и другие домашние и дикие животные. Также камни глотают крокодилы – для собственного утяжеления и балласта, и морские львы – для облегчения погружения.
Так как основным видом деятельности у детей является игра, возник вопрос «А можно ли с камешками играть?». Мы попробовали. Оказывается- можно.
Мы строили из камней мосты, замки, башни, дома;
Выкладывали мозайки, гирлянды, картины, лабиринты, узоры и дорожки, которые нужно продолжить;
Использовали в качестве фишек с настольных играх;
Играми в сюжетно ролевые игры «Геологи», «Мы- шахтеры», «Ювелирный магазин», «Геммолог и лаборатория» и подвижные игры: переносили камни в ложках, перепрыгивали, передавали друг другу по кругу, на прогулке играли в «Классики», использовали в коррегирующей гимнастике;
Особый интерес у детей вызвали дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Третий лишний»;
Сортировали по форме, размеру, цвету, фактуре, массе; раскладывали в заданном порядке и направлении;
Расписывали камни;
Использовали в качестве предметов заместителей в сюжетно ролевых играх «Магазин» (мелочь, «Скорая помощь» (таблетки, «Парикмахерская» (плоские широкие камни- расчески, «Столовая» (Оливки, маслины, бобы).
В процессе реализации проекта применили 2 приема ТРИЗ
1. Первый прием «Хорошо-плохо». Где дети описали «плюсы» использование камней: они крепкие, надежные, долговечные, эстетичные, натуральные и «минусы» : тяжелые, травмоопатсные негигиеничные
2. Второй прием «Какой я камень?». Где ребенок представлял себя в виде камня, описывая его свойства, характер, область применения.
На заключительном этапе проекта мы презентовали книгу «Чудо- камешки» для родителей и воспитанников других групп, в которой мы отразили результаты нашей деятельности.
Возникает вопрос, а причем же здесь активизация речи, о которой я упомянула вначале, ведь проект познавательный. Так вот, проведенная работа способствовала обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей, побуждала детей интересоваться смыслом слов, совершенствовалось умение использовать части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания, умение различать на сух и в произношении все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Ребята упражнялись в согласовании слов в предложении, умении правильно строить сложноподчиненные предложения, используя языковые средства для соединения из частей. Совершенствовалась диалогическая и монологическая речь детей. Ребята составляли рассказы о камнях, содержательно и выразительно пересказывали их. Еще в процессе проекта ребята узнали синонимы к слову камень – булыжник, горная порода, валун, и выяснили, что антонимов к этому слову нет. Мы с ребятами сделали вывод, что даже самые обычные предметы вокруг таят в себе много интересного и необычного. А я как педагог поняла, что все эти предметы, способствуют обогащению и активизации речи детей.