Урусова Ольга Александровна
Проект «Чудо-огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети группы раннего возраста, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослыми зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта :
Расширять знания детей о том, как создать грядки на подоконнике, как ухаживать за растениями
Привлекать детей к посадке семян растений
Познакомить детей с правилами посадки и ухода за зеленью
Публикация «Проект „Чудо-огород“» размещена в разделах
формирование экологической культуры у детей и родителей,
создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности
привлекать родителей к оформлению огорода на окне.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Фотоотчет «Огород на окне».
Продолжительность проекта : краткосрочный март-апрель 2021г.
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Задачи проекта :
• вызвать желание детей принимать активное участие в посадке огорода, ухода за ним
• воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям
• получить положительные эмоции от полученных результатов.
• обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей
• знакомить детей с инструментами, необходимыми для трудовой деятельности
• формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами.
Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в
недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода. (семена,грунт)
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян петрушки, лука, укропа, щавеля, редиса в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание коллекций семян (горох, фасоль, петрушка, укроп, семена цветов-бархатцев)
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».
• Настольная игра «Парные картинки», «Консервируем овощи и фрукты», «Собери корзинку»
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
Разучивание огородной-хороводной игры «Есть у нас огород»
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок, раскрасок на тему : «Овощи»
• Рисование «Лучок от всех болезней».
• Лепка «Помидоры в банке».
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
Чтение стихов про овощи и фрукты.
• Показ сказки «Репка» фланелеграф
• Рассказ воспитателя по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Папки-передвижки для родителей
«О правильном питании и пользе витаминов»
«Лук от всех недуг»
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Показ презентации про овощи.
3. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками.
План реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (март)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, петрушки, редиса, посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш чудо огород!».
3. Презентация проекта «Огород на оконе».
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку, бархатцы и другие овощные культуры.
У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов
Итог:
-у детей расширился кругозор об овощах и посадки семян
-дети познакомились со способами посадки и ухода за семенами
-у детей повысился познавательный интерес
-у детей сформировалась любознательность, коммуникативные навыки, трудовые навыки
-у детей расширился словарный запас (семена, редис, петрушка, укроп, рыхление, полив).