Надежда З
Проект «Что такое глина?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной. Ознакомление детей с народным творчеством через устный фольклор. Ознакомление детей с народным творчеством через культурные практики;
Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с необычными свойствами глины,как она попадает к человеку.
Вызвать интерес к исследованию глины, её свойств и качеств.
Развивающие:
Выяснить области применения глины.
Публикация «Проект „Что такое глина?“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Глина. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Исследовать свойства глины опытным путём.
Расширить представления о добыче глины.
Развивать у детей стремление к поисково- познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность и творческие способности, наблюдательности, внимания.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, воспитывать эмоционально-эстетические чувства замечать красоту природы и окружающих предметов, учить аккуратно пользоваться глиной.
Актуальность:
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности.
Почему предметом исследования стала глина? Дети в основном лепят из пластилина так как он считается более мягким, легко принимает различную форму, не требует больших усилий при делении на кусочки. Поэтому возникла необходимость познакомить детей с таким материалом, как глина, а также чтобы разнообразить работу детей.
Интересное и необычное всегда рядом.
Проблема проекта:
В силу возраста у ребенка ещё не сформированы представления о том, что такое глина, как ее использует человек, мало внимания уделено этому материалу дома и по программе в детском саду, не достаточность материала по теме.
Предполагаемый результат
По окончании проекта по исследованию глины, у детей сформируется первоначальные знания о глине, для чего она нужна человеку, о её основных признаках, свойствах, как об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве, дети пополнят знания сказками о глине и о глиняных изделиях и игрушках
Вид проекта: исследовательский, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы.
Срок проведения: с 10.01.22 — 30.01.22 гг.
Форма проведения: групповая, подгрупповая.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1 Подготовительный этап.
Совместно с детьми обсудили план деятельности и значимость проекта.
Постановка цели, задачи для экспериментирования.
Подбор информации по теме проекта иллюстративного, художественного и дидактического характера (сказки, стихи, загадки, дидактические игры). Подбор материала и оборудования для опытов. Разработка конспектов НОД, бесед по теме.
В конце этого этапа интерес к изучению глины у детей возрос. У них появилось желание провести эксперименты и опыты с глиной.
2 Основной этап:
1 неделя
Беседа - рассказ на тему : «История Глины», «Глина — природный материал».
Просмотр презентации (Галилео. Глина)
Отгадывание загадок.
Загадки про глину
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. ГЛИНА
Когда суха, как пыль я буду,
А если увлажнить,то мягкой буду,
Могу превратиться в игрушку, посуду
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата,
Белая, желтая, красная и голубая,
Узнали ребята, кто я такая? ….
ГЛИНА
Круглая, глубокая,
Гладкая, широкая
Гончаром крученая,
В печи обожженая. ГЛИНЯНАЯ ТАРЕЛКА
Посуды нет такой давно
Всё сейчас металл, стекло,
А в старину у всех была
Посуда … ГЛИНЯНАЯ
Физминутка «Давайте сделаем».
Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны) .
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)
А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии) ;
Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,
Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают) .
А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,
А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).
Художественно-эстетическое развитие: Лепка : «Отпечатки на глине» (печатание листьями, цветами, предметами и т. д)
Дид. Игра: Какой? Какая? Какое? Какие? Воспитатель показывает картинки задавая вопросы:
Горшочек из глины какой….ГЛИНЯНЫЙ
Тарелка из глины какая? …. ГЛИНЯНАЯ
Кружки из глины какие? …. ГЛИНЯНЫЕ
Кувшин из глины какой? …. ГЛИНЯНЫЙ
Игрушки из глины какие…. ГЛИНЯНЫЕ
Ваза из глины какая…. ГЛИНЯНАЯ
Дид / игры: «Найди лишнее», «Что из чего?», «Ассоциации»
Просмотр познавательного мультфильма «Живая глина»
Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением изделий из глины.
Чтение и обсуждение художественной литературы: Сказка «Про деда Филимона и волшебную глину"
2 неделя
Беседа: «Зачем людям нужна глина?»
НОД : «Знакомство с народными промыслами. Гончар.»
Просмотр презентации «В гончарной мастерской»
Пальчиковая гимнастика «Месим глину»
Мы глину месили, мы глину месили, (сжимать и разжимать кулачки)
Нас тщательно всё промесить попросили,
(ладони обеих рук обхватывают друг друга перед грудью)
Но, сколько не месим и сколько не мнём, (похлопывать ладошками по коленям)
Комочки опять и опять достаём. (хватательные движения вытянутыми руками)
Рассматривание иллюстраций с изделиями из глины и видами росписи.
Художественно-эстетическое развитие: рисование по теме «Роспись»
Чтение и обсуждение художественной литературы, Сказка. «Как кусочек глины, стал красивой вазой»
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник,
(дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
(приседают, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
(кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки,
(потягиваются, руки вверх, сомкнутъ над головой)
Вот пластмассовый поднос —
(делают большой круг.)
Он посуду нам принес.
Д/и: «Собери глиняные изделия». (Разрезные картинки)
НОД:«Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка» (видеоролик).
Чтение стихотворений про народные расписные игрушки.
Стихи про народные игрушки
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
Каргопольская игрушка КАРГОПОЛЬСКИЕ
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.
Расписные медвежата, ДЫМКОВСКИЕ
Барыни, коньки, утята,
Расписные даже хрюшки –
Царство дымковской игрушки!
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Глину солнце подарило, ФИЛИМОНОВСКИЕ
Тайну глины нам раскрыло.
Ты поближе подойди,
На игрушку погляди:
Наш козлик с Филимоново
Раскрашен ярко, здорово
Тук-тук, щёлк-щёлк, БОГОРОДСКИЕ
Медведь, мужик, лиса и волк,
Богородские игрушки,
И медведи, и старушки
То сидят, а то стучат.
Ребятишек всех смешат.
В синих купавках, ГОРОДЕЦКАЯ
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
Вот Городецкий скачет конь,
До чего ж красивый он!
Хохломская роспись – ХОХЛОМА
Алых ягод россыпь,
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
Семёновские матрёшки. СЕМЁНОВСКИЕ
У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Д/и: «Народные промыслы».
НОД. Художественное творчество. Лепка: «Слепи свою глиняную игрушку»
(по сказке Колобок)
НОД. Художественное творчество. Рисование : «Раскрась свою глиняную игрушку» (по сказке Колобок)
3 неделя
Чтение статей об использовании глины. Показ презентации «Где нужна глина?».
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Глиняный парень».
Просмотр мультфильма «Смешарики. Самое главное» (глиняное творение Лосяша)
Оформление и демонстрация выставки разных предметов и посуды сделанных из глины.
Опытно — экспериментальная деятельность:
Рассмотрели глину и выяснили, что глина бывает разная по цвету красная, белая, крошится, твердая и пылевидная в сухом состоянии, мокрая, пластичная и мягкая при увлажнении). Изучили свойства глины, для этого провели опыты и выяснили что глина растворятся, пластичная, тяжелая, липкая, мягкая, твердая, хрупкая, разная по цвету.
1. Состав глины.
С помощью увеличительного стекла (лупы) внимательно рассмотрели из чего состоит комочек глины и выяснили, что частицы глины очень мелкие и слипшиеся друг с другом.
2. Твердая и рассыпчатая
Слепим из мокрой глины шарики и высушим их. После высыхания шарики получились сухими и прочными. Затем попробуем создать шарики из сухой глины. Шарики из сухой глины лепить трудно, они не прочные и сразу рассыпаются. Поэтому из влажной глины можно лепить поделки, а из сухой нет.
3. Растворяется или нет?
В стакан с водой опустили кусочек глины и размешали. глина растворяется в воде, а сама вода становится мутной, глина содержит много разных примесей.
4. тяжелая глина или легкая?
Если опустить комочек глины в стакан с водой, то она опустится на дно стакана, так как глина тяжелая.
5. Впитывает воду
На кусочек сухой глины капнуть немного воды, несколько капель из пипетки. Глина впитает водяные капли. Значит сухая глина впитывает воду. Если добавить больше воды, то глина станет мягкой и пластичной.
Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному и делали для себя необходимые выводы.
3 Заключительный этап.
Продуктом нашего проекта стало :
Изготовление картотеки проведённых опытов с глиной
Изготовление героев из сказки «Колобок» для игры в «Театр из глины»
Организация выставки «Изделия из глины»
Фотостенгазета деятельности детей в процессе реализации проекта.
Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами глины.
Результат
В процессе проведённой работы дети получили начальные знания о глине, расширили знания о том, какие виды глины бывают, как её добывают и где используют. Самым интересным для детей были эксперименты и опыты с глиной. А также очень увлекательным стало изготовление и раскрашивание сделанных своими руками глиняных персонажей из сказки «Колобок». Ребята так же убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и очень интересными.