Ульяна Кежаева
Проект «Бережливый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Бережливый детский сад
Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Будущее потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Такое качество, как бережливость не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и развивает деловые качества личности, формирует навыки рационального природопользования.
Публикация «Проект „Бережливый детский сад“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Нынешним дошколятам не интересны готовые ответы на вопросы, стандартные решения и назидания взрослых. К непоседам, которые все сейчас могут найти в интернете, нужен особый подход, чтобы помочь им быстро адаптироваться в изменчивом мире, развивать нестандартное мышление и творческие способности, которые заложены у каждого ребенка при рождении.
Методы и инструменты кайдзен оказались понятными и доступными в практической деятельности детских садов. «Кайзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» — «изменение» и «зен» (цен) — «хорошо»).
Значимая роль в освоении детьми технологии кайдзен отведена воспитателям. Именно они ведут с детьми работу по обучению разным инструментам кайдзен. Причем сами педагоги не дают детям готовой информации о том, для чего предназначен тот или иной инструмент. Ребята самостоятельно выстраивают предположения об их назначении. Таким образом попутно решаются задачи активации нестандартного мышления детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
Философия кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.
Это и подтолкнуло нас к активной работе по данному направлению в тесном взаимодействии с родителями воспитанников. Главный акцент был сделан на повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Цель - формировать представления о бережливости у детей среднего дошкольного возраста на основе использования метода проектов.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу
формирования основ бережливости у детей дошкольного возраста.
2. Создать условия, способствующие формированию бережливости у
дошкольников.
3. Разработать тематические проекты по обозначенной проблеме.
4. Развивать нестандартное мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.
5. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ бережливости у старших дошкольников.
6. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ бережливости у дошкольников.
Опираясь на опыт образовательного холдинга "Детство без границ", разработали конкретные мероприятия, а именно:
1. применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. В ходе решения данной задачи в детском саду появились знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д. ;
2. стандартизация ежедневных операций;
3. организация рабочих мест и пространства персонала.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
В ходе реализации этого проекта дети смогут овладеть элементарными знаниями о способах сбережения (времени, воды, тепла развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, развить любознательность (экспериментирование, опыты).
Реализация проекта
В данном проекте представлена возможность путём взаимодействия воспитателей, родителей с детьми совершенствовать нашу жизнь при помощи Кайдзен технологии.
Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Подготовительный этап Сентябрь 2019
Аналитический Подготовительный этап Октябрь 2019
Практический Основной этап Октябрь-апрель 19/20
Презентационный Заключительный этап Апрель-май 2020
Контрольный Заключительный этап Май 2020
Подготовительный этап (поисково-аналитический) :
-изучение материалов по теме в интернет-источниках;
-постановка целей и задач, определение актуальности, его результата.
-подготовка консультации для родителей;
-разработка бесед для дошкольников.
- подготовка иллюстраций и мультимедийных презентаций для занятий
Основной этап (практический) :
1. Ознакомление с содержанием Кайдзен технологии, технологии
2. Подготовка информационных материалов о технологии Кайдзен (сообщения, буклет, беседы, презентации).
3. Семинар для педагогов ДОУ ««Жизнь в стиле Кайдзен
4. Непосредственная работа с детьми в ходе реализации проекта
Формы работы с детьми в ходе реализации проекта в средней группе :
-беседы ( например: «Надо вещи убирать –не придётся их искать»)
-чтение сказок и историй;
-тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло», другие.
-обсуждение проблемных ситуаций
-включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов;
-организация тематических сюжетно-ролевых игр;
- составление "Азбуки бережливости"
- цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»
- использование знаков, напоминаний и каточек-обозначений в предметно-пространственной среде (позволяет быстро убрать игрушки и атрибуты на свои места, подготовиться к образовательной деятельности). В групповых блоках используются знаки которые способствуют повышению безопасности детей, а так же учат детей беречь ресурсы (вода, свет, тепло).
Формы взаимодействия с семьей:
- сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»
- участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.
- консультация для родителей «Порядок – залог ответственности, чистоплотности и бережливости».
-Совместные рисунки по теме проекта
Заключительный этап (презентационный, контрольный) :
1. Мониторинг результатов деятельности участников проекта.
2. Оформление выставки рисунков «Бережливый детский сад».
3. Создание виртуальных информационных уголков и консультаций для родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!».
3. Оформление отчёта о проделанной работе.
В ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» мы также посчитали рациональным включить и активно применяли методику Л. В. Свирской «Утренний сбор» и хотели бы осветить ключевые моменты данной методики.
Теория и практика проведения группового сбора
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
• создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
• обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
• активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
• выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
• разработать план реализации нового проекта;
• подвести итоги проекта;
• развивать эмпатию;
• прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
• учить:
• – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
• – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
• – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
• – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
• – делать выбор;
• – планировать собственную деятельность;
• поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
• обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
• установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
• демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
• стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
• предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
• помогать ребятам выбирать и планировать работу;
• оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки…. 1–3 мин
2. Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин
3. Обмен новостями …. 2—10 мин
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) …. 5—12 мин
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.
Цикл занятий и бесед «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого»
В ходе реализации практического этапа проекта с детьми в рамках «Кайдзен-технологий» проводился также курс творческих занятий на тему «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого».
Целью данного «включения» являлось формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.
Задачи:
• формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;
• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к природе, электроэнергии и теплу;
• развивать коммуникативные навыки;
• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго-и ресурсосбережению.
Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем человечества. Энергосбережение – это не только экономия денег, но и забота о Планете. Каждый из нас является частью Планеты, поэтому любое наше действие или бездействие способно повлиять на развитие событий. Энергосбережение – это очень важно, так как нам жить на этой Планете и нашим потомкам! В ходе реализации проекта нам хотелось напомнить детям самые простые методы экономии электроэнергии, тепла, воды. Рассказать, как можно сэкономить энергоресурсы в детском саду и дома, какую роль играет экономия энергии в сохранении экологии Земли и какие правила необходимо соблюдать каждому, чтобы беречь природные ресурсы. Только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры ресурсо- и энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они не будут расточительными, пусть станут активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира; беседы о воде, воздухе, электричестве, природных ископаемых; рассматривание и чтение детских энциклопедий; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Мой дом», опыты и эксперименты с водой, воздухом, светом.
Практический этап реализации цикла «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого» :
• первоначальный анализ научной литературы по теме «Энергосбережение»
• анкетирование родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»
• основной цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».
• беседы «Умные помощники человека», «Энергия вокруг нас», «Электричество в природе (молния)», «Живая и неживая природа» и др.
• просмотр мультимедийной презентации «Энергосбережение»;
• чтение художественной литературы: «Сказка о потерянном тепле» И. Башмакова, Дворецкая Ж. Г., Ситникова И. А. «Путешествие малышей по стране «Бережливость» и др.
• НОД «Азбука Берегоши» Развлечение «Счетчик в гостях у ребят» III.
Планируемые результаты: после завершения цикла «Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого» :
Дети: замечают красоту окружающей природы, стремятся сохранить ее; знают, что наша планета — общий дом для людей, животных, растений; могут рассказать на доступном им уровне, какую роль играют свет, тепло, чистый воздух, вода, почва в жизни человека, животных, растений; знают, что ресурсы Земли не бесконечны, они трудно восстановимы; являются грамотными потребителями водо - и энергоресурсов, просят об этом взрослых; испытывают гордость за приносимую своей семье и обществу пользу.
Педагоги: имеют знания по актуальным вопросам энергосбережения; обмениваются положительным опытом по организации работы с детьми и родителями по энергосбережению; в сотрудничестве с детьми берегут электроэнергию, воду, тепло на своем рабочем месте, тем самым оказывая помощь детскому саду, району и городу.
Родители: пополняют свои знания по энергосбережению и берегут энергоресурсы с пользой для семейного бюджета; проявляют творчество, участвуя в экологических праздниках и акциях; более ответственно относятся к расходу энергоресурсов и воды, стремятся к положительной оценке своих действий со стороны детей; в совместном с ребенком деле укрепляются отношения с ним.
В качестве заключения
На данном этапе, задачи, поставленные реализацией данного проекта, выполнены по всем категориям участников, соответственно цели вовлечения в процесс. Совершенствования путём использования технологии реализованы, уже видны результаты.
В связи с эпидемиологической ситуацией считаем целесообразным и единственно возможным способом завершить наш проект в этом учебном году в виде оформления виртуальной выставки коллективных (совместно с родителями) творческих работ на тему энергосбережения «Бережливый детский сад». А также создание информационных уголков и виртуальных консультаций для детей и родителей «Берегите воду!», «Сохраним тепло!» (правила экономного пользования водой, теплом и электроэнергией).
Работа на данном этапе не заканчивается, и будет продолжаться, ведь Кайдзен вводится постепенно и потребует времени, так как подразумевает бесконечное стремление к совершенству медленными шагами уверенно вперёд!