Ольга Чубич
Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования ориентируют работу педагогов на повышение значимости духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования всех ступеней. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Дошкольный возраст — первый этап становления и развития личности ребенка, время, когда формируются нравственные основы, это сензитивный возраст для воспитания и развития первых социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. С чего начать?
Публикация «Детский исследовательский проект „Мой дедушка-мой герой!“» размещена в разделах
Мы, взрослые, часто задумываемся о том, как правильно рассказать детям о прошедшей войне. Как сделать так, чтобы наш малыш уже с ранних лет знал: мир — это самое важное, что есть на нашей земле? Как, не травмируя нежные детские души, рассказать им про страшную войну? А главное, донести до них всю боль войны и радость Победы в Великой Отечественной. Сейчас осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны,они ушли от нас навсегда. Услышать из первых уст рассказы о войне уже практически невозможно. Мы, педагоги, понимаем, что именно от нас зависит, какими вырастут наши дети, будут ли гордиться страной, в которой родились, будут ли помнить и чтить подвиг своих предков…
Именно поэтому, вся наша педагогическая деятельность ориентирована на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре русского народа», в соответствии с ФГОС ДО. А на вопрос «С чего начинать», у меня простой ответ:«Начинать надо с себя, со своей семьи, со своих детей!» Таким образом, у меня родилась идея о семейном детском исследовательском проекте «Мой прадедушка – мой герой!», который мы реализовали вместе с моими детьми: дочерью Викторией (17 лет) и сыном Максимом (4 года).
Цель проекта : развитие патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста, чувства уважения и гордости к своемупрадедушке, своей семье, ко всем людям, защищавшим Родину от врагов - ветеранам войны.
Задачи, которые я решала в ходе этой исследовательской работы :
1. Активизировать познавательно-речевую деятельность ребенка, желание узнать больше о своих родственниках – защитниках Отечества; пополнить словарный запас, учить выразительно рассказывать стихи.
2. Формировать нравственные понятия: сострадание, сопереживание людям старшего возраста; чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества, уважения к истории своей семьи и своего народа.
3. Воспитыватьу дошкольников чувствопатриотизма и гордости за свою страну и подвиги русского народа, чувство сопричастности к великому празднику Дню Победы.
4. Развивать художественно-творческие способности детей, совершенствовать умения и навыки в творческой деятельности.
Все началось с простого детского вопроса сына : «Мама, а кто это на фотографии?» Несмотря на то, что дочь уже многое знала о своем прадедушке и могла рассказать о нем Максиму, мы вместе с детьми снова смотрели семейные фото, слушали рассказы моей мамы и папы (бабушки и дедушки моих детей, читали материалы известных сайтов «Бессмертный полк», «Подвиг народа». Мой дедушка, прадед Максима, Маковецкий Павел Петрович прошел всю войну, потом строил светлое будущее советского народа и умер в 1989 году. Все это мы и рассказывали своему ребенку. Максим с интересом расспрашивал моих родителей о том, какой был его прадед, где работал, какие награды получил, с удовольствием рассматривал семейные фото прошлого века. Удивительно то, что ребенку его возраста уже вполне по силам представить и понять, что война – это плохо, что есть люди, которые защищали нашу Родину, и один из защитников – его прадед.
Результатом этого нашего семейного исследовательского проекта стала презентация «Мой прадедушка – мой герой!» Эту работу мои дети Вика и Максим и я сделали в творческом содружестве, вместе выбирая, отбирая фото и стихи!
Надо сказать, что у многих родителей детей из моей группы есть родственники – ветераны Великой Отечественной войны, память о которых бережно хранится в семье. Своей идеей детского исследовательского проекта я смогла увлечь и других родителей детей нашего детского сада. Актуальной формой организации взаимодействия с родителями я считаю экскурсии выходного дня. Интересно у нас прошли экскурсии в Городской историко-краеведческий музей. Все дети – мои и воспитанники – с огромным вниманием слушали рассказ экскурсовода о защитниках нашего города, города воинской славы – Туапсе.
В детском саду мой Максим и его друзья с увлечением, в соответствии со своим возрастом и способностями, рисовали танки и самолеты, сражения и битвы, праздник и салют Победы! В ходе реализации исследовательского проекта мы читали детские рассказы о войне, выучили стихи о празднике Победы, о людях военных профессий, играли в подвижные игры! И, конечно, же в великий праздник День Победы мы все – дети и родители - были в строю Бессмертного полка нашего города!
В заключении хочется отметить, что работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей на этом не заканчивается. Я активно сотрудничаю с родителями детей своей группы, со специалистами детского сада – музыкальным руководителем, педагогом по изо, педагогом-психологом. Все вместе мы в мае реализовали познавательно-творческий, педагогический проект «День Победы». Все родители стали моими единомышленниками и помощниками в работе. Используя различные формы взаимодействия с семьей, а также такую активную форму работы, как экскурсия выходного дня по местам боевой славы, мы формируем не только познавательную, речевуюактивность детей, а также решаем задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В педагогическом сообществе, распространяя свой опыт работы, я приняла участие во Всероссийском конкурсе в номинации "Война в истории моей семьи" (сетевое издание "Педагогические инновации", во Всероссийском конкурсе в номинации «Детям о Победе» - конкурсная работа: «День ПОБЕДЫ - семейный праздник!", Всероссийском конкурсе «Педагогика XXI века», номинация: «Нравственно - патриотическое воспитание». Выступая на районном методическом объединении воспитателей, педагогическом совете ДОУ, всегда говорю о том, что наш педагогический и гражданский долг - научить детей ценить и помнить защитников Отечества и светлый праздник День Победы!
Список использованной литературы:
• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации, М. : ЦГЛ, 2005.
• Алексеева О., Петропавловская Л. Задания для маленьких патриотов // Ребенок в детском саду. –2010. –№ 2.
• Буре Р. С. ФГОС Социально-нравственное развитие, М., 2016
• Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2006.
• Казакова А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне – М. : Изд. ГНОМ, 2011.
• ШорыгинаТ. А. День Победы, М., 2010 г.