Ольга Прокопьева
Проект «Азбука здоровья» в группе компенсирующей направленности «Лучик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Проект у детей в группе компенсирующей
направленности : «Лучики»
«Азбука здоровья»
Разработала: Прокопьева О. С.
п. Ефимовский 2016 год
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Проблема и актуальность
1.2. Цель проекта
Публикация «Проект „Азбука здоровья“ в группе компенсирующей направленности „Лучик“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
1.3. Задачи проекта
1.4. Принципы проекта
1.5. Формы проекта
1.6. Результативность
2. Перспективно-тематическое планирование физкультурно-оздоровительной деятельности детей
3. Взаимодействие с родителями
4. Литература
5. Приложение
Проблема и актуальность
Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического воспитания, направленными главным образом на развитие у детей основных качеств движений. Зачастую и родители не прививают ребенку потребность в здоровом образе жизни. Однако этого не достаточно.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики : в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого режима
- правильного рационального питания
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения правильно организованной физкультурно-коррекционно-развивающей среды.
Без движения ребенок не может вырасти здоровым!
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Азбука здоровья»
Цель проекта :
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с
учётом индивидуальных особенностей.
Задачи проекта :
• Создать условия обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей;
• Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, активности.
• Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровление детей.
Принципы проекта :
- принцип разностороннего развития личности
активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- принцип гуманизации
физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- принцип индивидуальности
обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- принцип цикличности и систематичности
постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- принцип оздоровительный
обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- принцип взаимосвязи с семьей
соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- принцип доступности медико-социальной помощи
- принцип соблюдения прав человека и гражданина
- принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
- принцип активности детей
Срок проведения проекта : 6 недель (краткосрочный)
Формы проекта :
Формы работы с детьми:
1. Специально организованная деятельность
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов
- гимнастика (под музыку,сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.)
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, комплексные, тренирующие)
- подвижные игры,
- оздоровительный бег, босохождение
- динамические паузы
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- гимнастика пробуждения
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)
- психологическая поддержка
- прием детей на улице в теплое время года
2. Совместная деятельность с детьми:
-подвижные игры, коммуникативные игры, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений.
3. Самостоятельная деятельность детей:
-в спортивном уголке, на участке, в группе
4. Интеграция с другими образовательными областями
-художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность
5. Взаимодействие с семьей
- наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни
6. Взаимодействие со специалистами ДОУ
консультации логопеда, педагога-психолога, медицинского персонала
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей
Результативность:
Основными результатами внедрения проекта станут :
- соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме
- активность детей, владение навыками здорового образа жизни,
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
- формирование элементарных представлений о пользе ведения здорового образа жизни, освоение культурно-гигиенических навыков
-повышение уровня физического и психического здоровья детей;
-нормализация общей и мелкой моторики;
- повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей
1. Перспективно-тематическое планирование оздоровительной деятельности с детьми
№
Сроки
Форма и тема мероприятия
Задачи
1. Август
2 неделя Подбор материалов для проекта; Изучить научно-методическую литературу по теме исследования и
понятий, касающихся темы проекта;
2. 3 неделя -Исследовательская деятельность: Организм человека».
-Познавательная беседа: «Витамины на тарелке и здоровый организм».
-Познавательная игра: «Встреча с Мойдодыром».
Познакомить детей с внешним строением тела;с возможностями тела (организма) : я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать, помогать другим и т. д. ; воспитывать чувство гордости, что я – человек, вызвать интерес к дальнейшему познанию.
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, в каких продуктах, где они есть; дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде, применение по назначению врача, чужих лекарств не брать.
Развить у детей понимание, значения и необходимости гигиенических процедур
3. 4 неделя -Познавательная беседа: «Солнце, воздух и вода».
-Игровая ситуация: «Встреча с Незнайкой»
Познавательное развлечение "Дорожка здоровья" Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности, рассказать о профилактике заболеваний (воздушных и солнечных ваннах, массаже, закаливании).
Вызвать у детей желание заботится о своём здоровье, стремление вести здоровый образ жизни : формирование представления дошкольников о зависимости здоровья от ухода за глазами, ушами, носом и зубами; ознакомление детей с различными видами гимнастик (гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, массажа (массаж ушной раковины); развитие внимания, мыслительной активности, воображения детей.
Приобщить детей к здоровому образу жизни. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
4. Сентябрь
1 неделя Познавательное развлечения "Путешествие в страну Здоровья".
-Познавательное беседа: «В гости к Лесовичку».
-Исследовательская деятельность: «Это плохо очень для ребячьей кожи
цы». Продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки: нельзя пользоваться общим полотенцем, зубной щеткой, расческой, носовым платком; нельзя пить из общих стаканов; при чихании и кашле следует закрывать платком рот; нельзя есть грязные фрукты и овощи, лежа рассматривать книги, картинки. Развивать умение наблюдать, делать простейшие выводы.
Развивать внимательность и осторожность, находясь в незнакомом месте. Формировать понятие детей о том, как нужно вести себя в лесу. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Сформировать понятие у детей, почему нужно содержать в чистоте кожу. Воспитывать желание быть здоровым и знать, что здоровье надо укреплять.
5. 6 неделя Создание фотовыставки по проделанной работе Подведение итогов.
2. Взаимодействие с родителями:
Сроки. Форма. Содержание.
Август
3 неделя Родительский уголок: «Здоровый образ жизни в семье»;
4 неделя Консультация: «Витамины»;
Сентябрь
1 неделя Папка-передвижка: «Овощи и фрукты –ценные продукты».
2 неделя Совместные фотовыставки:
«Активный отдых семьи»;
3 неделя Дружеские встречи:
Использование Су-Джок терапии как современной здоровьесберегающей технологии работы с детьми
4 неделя Фотовыставка «Расту здоровым»
3. Литература
1. Баль Л. В. ,Ветрова Е. Л. – Букварь здоровья, Просвящение, 1995 г.
2. Яколева Т. С-Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ, Просвящение, 2006 г.
3. Егоров Б. Б. – Развивающая педагогика оздоровления, Линка-пресс, 200 г.
4. Кочеткова Л. В. - Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, МДО, 1999 г.
5. Степаненкова Э. Я. -Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие, Академия, 2001 г.
6. Рунова А. М. - Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ. Мозаика-Синтез, 2000 г. /
7. ВаренинИ. Е. ,Кудрявцева С. Г. - «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет», Мозаика-Синтез, 2008 г
8. Гаврючева Л. В. - «Здоровьесберегающиетехнологии в ДОУ»,Просвящение, 2010 г.
9. Крупенчук О. И. - «Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук