Мария Гамаюнова
Проект «Азбука экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«АЗБУКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Средняя группа
Выполнила: Гамаюнова М. М.
пгт. Крапивинский, 2021
Актуальность проекта
В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Публикация «Проект „Азбука экологического воспитания“» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечно-сти, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить дошколят правильно вести себя в природе и среди людей.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : содействие становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышле-ния.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о природе;
- обогащать словарный запас детей;
- вовлекать родителей в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- развивать творческие способности.
Воспитательные :
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Предполагаемые результаты реализации проекта.
1. Повышение общей экологической культуры ребёнка.
2. Формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности.
3. Улучшение навыков экологической безопасности.
4. Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире.
5. Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.
6. Формирование представлений о том, что человек – часть природы, что он должен беречь и охранять её.
7. Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Этапы работы над проектом
1 этап: Подготовительный
• разработка перспективного плана;
• подготовка цикла тематических мероприятий;
• создание развивающей среды;
• подбор необходимой художественной литературы для реализации проектной деятельности;
• изготовление книги-раскладушки своими руками «Жалобная книга природы»;
• разработка мероприятий.
2 этап: Основной
Направления раз-вития Работа с детьми
Речевое Беседы «Что такое природа», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Почему воду нужно беречь?», «Знакомство с Лекарственными растениями», «Растения помогают человеку жить».
Пословицы и поговорки о растениях
Загадки о природе
Чтение стихотворения Б. Заходер «Про всех на свете»
Сказки и рассказы Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покор-мите птиц зимой», В. Степанов «Животные наших ле-сов».
Познавательное НОД «Как звери готовятся к зиме», «Дары природы», «Как помочь растению», «Какие разные деревья», «Комнатные растения»
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Песочная страна», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».
Наблюдения за сезонными изменениями в природе, за снегом, «Чьи следы».
Социально-коммуникатив-ное Дидактические игры: «Домашние животные»
«Времена года», «Кто, что ест?», «Третий лишний» (птицы, «Чудесный мешочек», «Что где растет?»,
«Доскажи словечко», «Природа и человек»,
«Выбери нужное», «Когда это бывает?»
Пальчиковые игры: «Барашки»; «Гроза»;
«Пальчики в лесу»; «Осенние листья»;
«Паучок»; «Пчелки»; «Червячки»; «Ветер».
Художественно-эстетическое Рисование
«Береги и люби родную природу»
Раскраски «Будь природе другом»
«Наши друзья деревья»,
«Братья наши меньшие»,
Лепка
«Весёлый огород», «Божия коровка»
Аппликация/ Конструирование
«Дикие животные», «Домашние животные», «Кор-мушки для птиц».
Создание книги «Береги природу»
Прослушивание музыкальных произведений
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
А. Вивальди «Времена года»,
М. Глинка «Жаворонок»,
В. Добрынин «Земля наш дом»,
Л. Коган «Березка».
Физическое Подвижные игры: «Птички», «Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «Перелет птиц».
Трудовая дея-тельность
Подкормка птиц;
Уборка мусора;
Расчистка дорожек от снега;
Укрывание снегом корней деревьев и кустарников; Сгребание снега на участке в определённое место;
Уход за комнатными растениями в уголке природы.
Работа с родителями:
• Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
• Создание книги «Экологические сказки».
• Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
3 этап: Заключительный
• Выпуск буклетов «Природа и мы»
• Показ мультфильма для детей «Зачем беречь природу»
• Подведение итогов реализации проекта
• Презентация проекта.
Выводы и практическая значимость проекта
В результате реализации проекта повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Так же научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
Список используемой литературы и методических пособий.
1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М. : Астрель, 2005.
2. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг
3. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва:Педагогическое общество России, 2000г.
4. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
5. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.
6. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
7. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 2004г.
8. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фрон-тальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
9. Гризик Т. И. Радуга. Познавательное развитие детей 2-7 лет. : метод. Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.
10. Цветы садовые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.
11. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. – Москва. Прометей; Книголюб, 2003.
12. Попова Т. И. Мир вокруг нас г. Москва 1998г.
13. Дрязунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. Сада. - М. : Просвещение, 1981.- 80 с., ил.
14. Шорыгина Т. А. Ягоды. Какие они. ООО «Издательство ГНОМ и Д» г. Москва 2003г.
15. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.
16. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
17. Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.