Надежда Исупова
Проект «Азбука общения»
Тема проекта : «Азбука общения»
Вид проекта :
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Длительность проекта : 2 недели.
Актуальность проекта :
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формулы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как знакомиться и общаться и т. д.).
Публикация «Проект „Азбука общения“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Если правильно воспитывать культуру общения, то ребёнок будет сознательно вежлив, сдержан в общении с людьми с дошкольного возраста.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
У некоторых детей возникают трудности в построении общения с людьми. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и с взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. Задача взрослых убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путём к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Цель проекта : воспитание навыков эмоционально-доброжелательного общения с людьми.
Задачи:
Обогащать представления детей об этикетных формулах речевого общения с людьми в зависимости от ситуации общения, возраста, пола, национальности собеседника, цели взаимодействия.
Развивать умение отбирать речевые формы этикета для эмоционального расположения собеседника в разнообразных жизненных ситуациях, навыки практического владения средствами человеческого общения.
Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
Развивать творческие способности и воображение, умения отражать свои впечатления в разных видах детской деятельности.
Ожидаемый результат:
Дети должны знать:
• речевые формулы этикета; общения;
• эмоциональные состояния людей в процессе общения;
• способы и правила дружеских взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и с взрослыми;
• нравственные качества людей, их поступков;
• взаимосвязь людей в обществе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
I. Подготовительный этап
Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности;
Постановка целей и задач;
Подборка необходимого материала по теме проекта.
II. Основной этап
Образовательные области Мероприятия Цель
Коммуникация
Беседа на тему: «Здравствуйте!» (музыка волшебных слов) Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения.
Содействовать формированию умения устанавливать контакт свободного общения; формировать правильную устную речь, обогащать словарь новыми словами. Формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека воспитаннее.
Формировать умение вежливо общаться. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Беседа на тему: «Мио эмоций».
Повышение настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизация эмоционально-личностного развития воспитанников. Формировать осознание важности умения понимать эмоции и чувства людей в различных ситуациях. Создать положительный эмоциональный климат в группе. Развивать умение определять и выражать свое эмоциональное состояние. Способствовать самовыражению ребёнка
Беседа на тему: «Этот странный взрослый мир».
Воспитание культуры общения с взрослыми людьми. Обогащать представления детей о правилах речевого поведения во время знакомства с взрослыми, незнакомыми людьми. Развивать умение использовать этикетные выражения, принятые в этой ситуации, вежливые формы обращения к незнакомому человеку. Воспитывать доброжелательное общение с окружающими людьми, приветливость, сдержанность, умение внимательно слушать взрослого.
Беседа на тему: «Дружат дети всей Земли».
Воспитание культуры общения с детьми. Обогащать представления детей о правилах речевого общения со сверстниками, младшими дошкольниками, школьниками.
Развивать умение переживать положительное эмоциональное состояние от общения с другими людьми, видеть индивидуальные особенности своих сверстников, малышей, уважать своего собеседника. Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.
Художественно - эстетическое развитие Рисование: «А какой я?» Закрепить умение определять эмоциональное состояние самого себя. Воспитывать доброту, чуткость, сострадания и сопереживания.
Рисование декоративное: «Салфетка для друга» Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми. Формировать нравственные качества личности: внимательность, доброжелательность, любовь к ближнему, взаимопомощь и т. д.
Аппликация: «Конфетница к праздничному столу» Воспитывать эстетические чувства радости, любви к прекрасному; приучать воспитанников к аккуратности и дисциплине, наводить порядок на своём рабочем месте.
Лепка: «Встанем в дружный хоровод»
Систематизировать знания детей о русской народной традиции - хоровод.
Коллаж: «Дерево дружбы»
Обобщить и расширить знания детей о дружбе. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Ручной труд: «Подарок другу» Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); внимание и забота о ближних.
Познание
Целевые прогулки: - По улицам города.
Рассмотреть, как люди ведут себя около пешеходных переходов, тротуарах, на автобусных остановках
- В гости к малышам.
Подарить подарки детям сделанные своими руками, поиграть с детьми, помочь навести порядок в шкафу с игрушками.
Физическая культура. Здоровье
- Подвижные игры детей разных народов, национальностей.
Обогащение представлений детей о формулах речевого этикета людей разных национальностей. Русская народная игра: «Пчёлки и ласточки»
«Большой мяч» Развивать ловкость, быстроту движения.
Башкирская народная игра: «Липкие пеньки» Развивать ловкость и быстроту движений.
«Северные олени» - игра народов Коми народная забава. Упражнять в метании снежков (мягких мячиков) в цель. Прививать навыки коллективной игры.
Безопасность
Игровая ситуация: «Если ты потерялся».
Учить детей действовать правильно, в обстановке, если потерялся не пугаться и не теряться в данной ситуации. Учить правильно вести себя; к кому обратиться за помощью в данной ситуации; развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков.
Игровая ситуация: «К тебе приехал друг»
Закрепление навыков общения со сверстниками, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (уборка, приготовление еды, сервировка стола. Формирование в игровой форме социальных, коммуникативных, бытовых навыков. Научить детей не боятся брать на себя роли, как главные, так и второстепенные.
Игровая ситуация: «Я один дома» (мне позвонил незнакомец; незнакомец постучался в дверь) Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких ситуациях. Сформировать представление о том, почему нельзя открывать дверь посторонним. Выработать алгоритм поведения в неожиданной ситуации. Познакомить с противоположными качествами людей: злой - добрый. Учить подбирать слова, соответствующие различным характеристикам героев.
Сюжетно – ролевые игры «Семья» Формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми детьми. Воспитывать доброе отношение ко взрослым. Формировать уважение, доверие взаимопонимание и желание взаимопомощи.
«Детский сад» Закрепить знания детей о работе медсестры, врача, повара, дворника, заведующей, заместителя заведующей и других работников детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказывать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания и умения в коллективной творческой игре.
«Путешествие» Расширять диапазон детских игр, развивать способность играть вместе, обсуждать сюжет, придумывать разные роли.
Закрепить знания детей о природе, правилах поведения на природе.
Развивать навыки общения, умение вести диалогическую речь.
Формировать умение оказывать первую помощь.
Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, ответственность.
«Библиотека» Строить сюжет, умение реализовывать и развивать сюжет игры, проявляя творческое воображение, художественно-речевую выразительность, интонационную выразительность речи. Развивать коммуникативные отношения в ходе игры, побуждать детей к активной связной речи, продолжать знакомить с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке; развивать интерес к печатному слову; воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге; способствовать установлению ролевых взаимоотношений, формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.
«Школа» Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительное, дружеское отношение детей друг к другу. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Формировать мотивационную готовность к школе.
Чтение художественной литературы
Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» Продолжать знакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни. Учить слушать, понимать и эмоционально воспринимать содержание рассказа, отвечать на вопросы по содержанию; учить детей пользоваться вежливыми словами; расширять понятия детей о культуре поведения.
Нанайская сказка «Айога» Воспитывать способность испытывать сострадание, сочувствие; формировать качества: отзывчивость, доброта, сочувствие.
К. Ушинский «Слепая лошадь» Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость. Формировать представления о нормах и правилах поведения, воспитывать. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.
К. Драгунская «Лекарство от послушности» воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; интерес к миру детской художественной литературы, необходимые качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
«Добрыня и змей» перен. Колпаков. 4. Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
5. Воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Работа с родителями
Повысить компетентность родителей в вопросе по воспитанию культуры общения и поведения детей. Обогатить теоретическими и практическими знаниями о культуре общения.
Привлечь родителей к участию в разных видах совместной деятельности с детьми. Развивать умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Привлечь родителей к обмену опытом семейного воспитания.
Консультации: «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Фантазия-лучшее средство от скуки», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Хорошие и дурные манеры».
III. Заключительный этап
• Показательное занятие: «Культура поведения в общественных местах».
• Презентация: «Азбука общения»