Марина Сапожникова
Проект «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад №23»
Вид проекта : групповой, информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный. (ноябрь 2016 г.)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Пояснительная записка
Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать взрослым, которые его окружают. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Публикация «Проект „Азбука здоровья“» размещена в разделах
На базе этих убеждений был реализован наш проект «Азбука здоровья». Который был проведен в ноябре 2016 г. года в рамках акции «Здоровый образ жизни, как профилактика вредных привычек». Он был направлен на практическое внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность, где детский сад, совместно с родителями работают над тем как помочь сохранить и укрепить здоровье детей дошколят.
Актуальность
Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Начинать решать эту проблему необходимо с самых первых дней жизни ребёнка. Именно в этот возрастной период закладывается фундамент здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Следует помнить, что в дошкольном детстве происходит интенсивный рост и развитие ребёнка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, выра-батываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной создания данного проекта.
Цель проекта :
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта :
Формировать положительное отношение дошкольников к ЗОЖ.
Закрепить знание необходимых культурно – гигиенических навыков.
Расширять представления о пользе здорового питания и витаминов.
Воспитывать бережное отношение детей к своему организму, умение оценивать своё состояние.
Создавать условия по формированию у дошкольников и их родителей ценностного отношения к своему здоровью.
Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта :
Рассказы и беседы воспитателя.
Заучивание стихотворений.
Моделирование различных ситуаций.
Рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов.
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры.
Игры-тренинги.
Подвижные игры.
Психогимнастика.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика.
Самомассаж.
Физкультминутки.
Предполагаемые результаты:
Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия воспитанников.
Сформированность гигиенической культуры.
Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Проведение выставки совместной детско-взрослой деятельности «Друзья Мойдодыра».
Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Заинтересованность родителей проблемой здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Этапы работы над проектом
1 этап - предварительный:
Выявление первоначальных знаний и представлений детей по предлагаемой теме, составление плана деятельности, изучение методической литературы, пополнение развивающей среды художественной литературой, иллюстративным материалом, интернет ресурсами, музыкальными произведениями, играми, необходимым материалом для продуктивной деятельности, а также информацией для родителей.
2 этап – основной:
Мероприятия по работе с детьми
Образовательная область
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница», «Кукла заболела», «Магазин», «Аптека», «Телефонный разговор».
Трудовая деятельность:
«Уборка снега на участке», «Строим горку», «Лепим снежные фигуры».
Образовательная область
«Познавательное развитие»
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.
Беседы:
«Откуда берутся болезни», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья», «Зимние игры и
забавы».
Дидактические игры:
«Чего не стало», «Подбери предметы», «Кому что нужно», «Что вредно, а что полезно для зубов», «Чудесный
мешочек».
Загадки по теме проекта.
Показ презентаций: «Правильное питание – залог здоровья!», «Мы здоровью скажем – «Да!».
Просмотр мультфильмов:
«Смешарики: Азбука здоровья», «Уроки тётушки Совы» (серии «Уроки осторожности: микробы», «Уроки
осторожности: лекарства»).
Решение проблемных ситуаций:
«Что будет, если есть не мытые фрукты», «Что будет, если мало употреблять в пищу фруктов и овощей».
Экскурсия в медицинский кабинет.
Образовательная область
«Речевое развитие»
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме проекта.
Словесные игры:
«Кто больше назовёт полезных продуктов питания», «Подставь словечко», «Умею – не умею», «Найди пару»,
«Правила гигиены».
Ситуативные разговоры: «Как правильно мыть руки», «Одежда на прогулку», «Вкусная и полезная пища», «Зачем надо делать утреннюю гимнастику».
Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.
Беседы:
«Наши верные друзья», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «На зарядку - становись!», «Чистота – залог
здоровья!», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней!», «Сделай компьютер своим другом», по содержанию
произведений.
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Продуктивная деятельность:
Рисование: «Мишутка простудился», «Дети на зарядке».
Лепка: «Витамины в баночке», «Весёлый гном».
Аппликация / Конструирование: «Веселая зарядка», «Фрукты».
Раскраски и трафареты в соответствии с тематикой проекта.
Слушание музыки:
П. Чайковский «Болезнь куклы»; А. Гречанинов «Котик заболел», «Котик выздоровел».
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; Ю. Тувим «Овощи»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
И. Токмакова «Колыбельная», «Мне грустно – я лежу больной»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое
плохо?»; Г. Шалаева, О. Журавлёва, О. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей»; загадки, пословицы
и поговорки.
Театрализация по сказке «Репка».
Выставка книг «Кладовая здоровья».
Образовательная область
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Найди себе пару», «Кто дальше бросит?», «Кролики», «Кот и мыши», «Лиса в курятнике», «Удочка», «Наседка и
цыплята», «По ровненькой дорожке», «У кого мяч?», «Мы весёлые ребята».
Игры малой подвижности:
«Найди и промолчи», «Покажите мне…», «Раз, два, три – плод любой бери!», «Отгадайте, что в руке».
Дидактические игры:
«Ты – моя частичка», «Овощи и фрукты», «Полезные привычки», «Режим дня».
Пальчиковая гимнастика:
«Тише, тише не шумите», «Умывалочка», «Это я», «Зубная щётка».
Дыхательная гимнастика:
«Воздушный шар», «Ветер», «Ушки», «Ёжик».
Артикуляционная гимнастика:
«Месим тесто», «Дудочка», «Вкусное варенье», «Лошадка».
Утренняя гимнастика (комплекс с кубиками).
Гимнастика пробуждения «Со здоровьем я дружу, закалённым быть хочу».
Самостоятельная двигательная деятельность детей с физкультурным оборудованием.
Физкультурное занятие «Волшебный листочек». Совместное развлечение родителей с детьми ко Дню Матери.
Спортивное развлечение «Веселые старты».
Мероприятия по работе с родителями
Анкетирование «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни».
Консультация «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни».
Индивидуальные беседы (по запросам) :
«Что я знаю о здоровье», «Закаливание: польза или вред?».
Наглядная информация:
«Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Расти, малыш, и крепни!».
Привлечение родителей к участию в выставке совместной детско-взрослой деятельности «Друзья Мойдодыра».
3 этап - заключительный:
Проведение выставки совместной детско-взрослой деятельности «Друзья Мойдодыра» ( плакаты: «Девочка чумазая», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Магазин расчёсок», «Правила, которые мы не будем забывать»).
Внедрение проекта «Азбука здоровья» в образовательный процесс группы помогло обогатить его содержание. Вся проводимая работа способствовала тому, что у детей улучшились соматические показатели здоровья, стали лучше развиваться культурно-гигиенические навыки, сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились представления о пользе здорового питания, успешно формируются привычки к ЗОЖ.
В результате работы с семьями воспитанников у родителей также повысился уровень знаний в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Следует отметить и то, что в процессе активного сотрудничества произошло сплочение детей и родителей, родителей и педагогов.