Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Проект «Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно»
Тема: «Артикуляционная гимнастика – это весело и интересно»
Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2021 г.
Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,
есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!
Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,
язычок мы укрепим и тогда заговорим
очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!
(Неуймина Т. Б.)
Цели проекта :
Публикация «Проект „Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно“» размещена в разделах
• Создание игровой мотивации к выполнению артикуляционных упражнений.
• Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения.
• Просветительская работа среди педагогов и родителей дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению.
Гипотеза:
если активно использовать в логопедической работе артикуляционную гимнастику в игровых приемах, то это эффективно скажется на речи ребенка.
Задачи проекта :
1. Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц;
2. Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка;
3. Повышать интерес к логопедическим занятиям;
4. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
Предполагаемые результаты:
- четкое представление детей об органах речи: их строении, назначении;
- подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.
Актуальность проблемы:
Одной из причин возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности органов артикуляционного аппарата. Без восстановления нарушенных функций нельзя надеяться на исправление речевого дефекта. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
В настоящее время данная проблема очень актуальна и определяется увеличением количества детей с нарушениями звукопроизношения.
Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Содержание и структура проекта :
этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
Подбор дидактических пособий и материалов для проведения артикуляционной гимнастики.
Подбор и систематизация игровых упражнений по развитию артикуляционного аппарата.
Подготовка сообщения для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей»
Подготовка консультации для родителей «Артикуляционная гимнастика дома».
Подготовка консультации для воспитателей «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».
этап: основной.
1. Работа с родителями:
1. Сообщение в рамках родительского собрания «Формирование правильного звукопроизношения у детей».
2. Консультации «Артикуляционная гимнастика дома».
3. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
2. Работа с педагогами:
1. Консультация «Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании звукопроизношения».
2. Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основные комплексы».
3. Работа с детьми:
1. Знакомство с органами артикуляции.
2. Подгрупповое разучивание артикуляционных упражнений основного комплекса, индивидуальное – для постановки определенных звуков или группы звуков.
3. Рассказывание и показ артикуляционных сказок : «Сказки о веселом язычке», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика в стихах».
4. Подбор картинок для знакомства с артикуляционными упражнениями.
5. Дидактическая игра «Угадай и покажи».
этап: заключительный.
Обобщение опыта работы по проекту и его представление.