Галина Бардина
Проект адаптационный для детей 2–3 лет «Здравствуй, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-исследовательский проект в группе раннего возраста
Тема: «Здравствуй малыш!»
Проект разработала и провела: воспитатель группы раннего возраста Бардина Галина Александровна
Тема проекта : «Здравствуй, малыш!»
Время проведения: сентябрь 2016
Вид проекта : педагогический
Тип проекта : творческо-исследовательский проект
Участники: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители, ближайшие родственники
Публикация «Проект адаптационный для детей 2–3 лет „Здравствуй, малыш“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Масштаб проекта : среднесрочный (01.09.2015-30.09.2015)
Сроки проведения: сентябрь 2016 года
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи: Преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; Снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей;Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом, внимание, восприятие, речь, воображение, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движения; игровые навыки, произвольное поведение;Сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОУ.
Планируемый результат: Преодоление детьми стрессового состояния (легкая форма адаптации); Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети; Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Актуальность: Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 2-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проект включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессоров.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Основание для разработки: Работа воспитателя и психолога заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов, обладать высокой рефлексивностью и эмпатией.
Риски: у всех детей разный характер – у кого то адаптация проходит быстро, у других более длительно.
Предупреждение рисков: заинтересованность родителей и учитывать индивидуальных особенностей семей.
Формами отчёта участников проекта будут : оформление стенгазеты «Первый в детский сад!».
Этапы реализации проекта :
№
п/п Мероприятия с детьми Сроки Участники
Подготовительный этап
1. Анализ имеющихся условий в группе. 01.09.2016 воспитатели
2. Создание условий для организации работы:
Подборка литературы, стихов, загадок, пальчиковых игр, материалов для художественного творчества.
Пополнение развивающей среды игрушками и атрибутами к сюжетно- ролевым играм. 01.09.2016 воспитатели
3. Оформление родительского уголка (консультации по адаптации) 01.09.2016 воспитатели
Проектировочный этап
1. Разработка комплексно – тематического плана работы 01.09.2016 –
02.09.2016 воспитатели
2. Разработка памятки для родителей «Первый раз в детский сад!» 01.09.2016 –
02.09.2016
3. Заполнение анкет родителями 01.09.2016-10.09.2016 Воспитатели, родители
Этап реализации проекта
1. Деятельность совместная с родителями «Знакомство с группой». Цель: профилактика психо-эмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе. 05.09.2016 Воспитатели
родители, дети
2. Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми «Где живут игрушки» Цель:
помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.
Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке. 06.09.2016 воспитатели, дети
3. Игра «Найди игрушку». Цель: помочь ребенку освоить окружающую среду и познакомить с персоналом детского сада и другими воспитанниками. Оборудование: Игрушка.
Чтение потешки: «Петушок, петушок!» Цель: Учить повторять движения за воспитателем. 07.09.2016 воспитатели, дети
4. Игра «Найди свой шкафчик». Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем
Чтение потешки: «Вышла курочка гулять» Цель: Учить детей повторять движения за воспитателем. 08.09.2016 воспитатель, дети
5. Игра «Чьи вещи?». Цель: закрепить знание имен работников детского сада.
Оборудование: атрибуты различных профессий (градусник — медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка, гармошка — музыкальный работник и т. д.).
Чтение потешки к режимным моментам «Водичка, водичка» Цель: Приучать детей правельно мыть руки. 09.09.2016 воспитатели, дети
6. Совместное с родителями занятие «Мамины сказки» Цель: помочь детям и родителям наладить контакт друг с другом и персоналом дошкольного учреждения. 12.09.2016 Воспитатели
родители, дети
7. Игра «Хоровод». Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю
Слушание детских песенок из мультфильма «Фиксики» Цель: Воспитывать усидчивость, чувство ритма. 13.09.2016 воспитатели, дети
8. Чтение потешек к режимным моментам «Каша вкусная дымиться». Цель: Приучать есть самостоятельно, правильно держать ложку»
Подвижная игра «Зайка серенький сидит» Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи. 14.09.2016 воспитатели, дети
9. Психологическая игра «Назови ласково». Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Цель: развивать мелкую моторику 15.09.2016 воспитатели, дети
10. Игра «Непослушные мышата» Цель: преодоление упрямства, негативизма в период адаптации.
Слушание детских песенок из мультфильма «Маша и медведь» Цель: развивать чувство ритма. 16.09.2016 воспитатели, дети
11. Совместное с родителями занятие «Осень наступает» Цель: помочь в адаптации после входных дней, познакомить родителей с некоторыми аспектами НОД в ДОУ. 19.09.2016 воспитатели, дети
12. Показ кукольного спектакля «Колобок». Цель: Воспитывать у детей умение слушать.
Пальчиковая гимнастика «Пропавший» малыш». Цель: развивать координация движений. 20.09.2016 воспитатели, дети
13. Рисование пальчиками «Котёнок». Задачи: создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Материал: Чистые листы бумаги, гуашь любого цвета. 21.09.2016 воспитатели, дети
14. Игра «Покружимся». Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Два игрушечных мишки.
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Не плачь о маме! 22.09.2016 воспитатели, дети
15. Чтение потешек к режимным моментам «Это что стоит – горшок!» Цель: Приучение детей к горшку.
Игра «Солнечные зайчики». Цель: формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Оборудование: Маленькое зеркальце. 23.09.2016 воспитатель, дети
16. Детско-родительское собрание - праздник в группе «МАЛЫШИ» Цель: помочь в адаптации после входных дней, познакомить родителей с некоторыми аспектами НОД в ДОУ. 26.09.2016 воспитатели, родители, дети
17. Игра «Паровозик». Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Слушание песенки «Паровоз, паровоз к празднику купили». Цель: учить детей строиться друг за другом в вагончики. 27.09.2016 воспитатель, дети
18. Игра «Красивый цветочек». Цель учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок. Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» Мой руки перед едой с мылом! 28.09.2016 воспитатели, дети
19. Игра «Мыльные перчатки». Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Оборудование: детское мыло, полотенце.
Пальчиковая игра «Коза-Дереза» Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, бегать, подпрыгивать на двух ногах; игра способствует развитию речи 29.09.2016 воспитатель, дети
20. Игра «Найди пару». Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви. Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.
Игра «Едем в детский сад на машине» Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения. Материал и оборудование: Машины 30.09.2016 воспитатель, дети
Мероприятия с родителями
1. Поручение: «Собери букет из листьев»
«Где растут шишки?» 08.09.2015 воспитатели, дети, родители
Литература:
1. Алябьева Е. А Психогимнастика в детском саду. Ярославль2000
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Глебова С. В. Детский сад – семья; Аспекты взаимодействия. (практическое пособие для воспитателей и родителей) - Воронеж: С. С., 2007
4. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
5. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006
6. Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль 2000
7. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2012.
8. Школа рисования для малышей. «Росмен» 2005
9. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 56с
10. https://nsportal.ru/detskiy-sad
11. https://ped-kopilka.ru/
12. https://www.maam.ru/