Ольга Крокус
Проект «Мы сажаем огород совместно с родителями»
Экологический проект «Мы сажаем огород» совместно с родителями в средней группе
Крокус Ольга
Экологический проект «Мы сажаем огород» совместно с родителями в средней группе
1. Технологическая карта проекта
Название проекта : «Мы сажаем огород»
Тип проекта : групповой, коллективный
Вид проекта : исследовательский, творческий, информационный
Проект : краткосрочный
Продолжительность: март-апрель-май
Публикация «Проект „Мы сажаем огород совместно с родителями“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
Участники проекта : дети группы «Совята», родители, воспитатели.
I. Обоснование социальной значимости проекта
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность…»
В. А. Сухомлинский
Мир растений вызывает огромный интерес и восторг в глазах ребенка. Беда 21 века состоит в том, что дети изначально лишены возможности созерцать природу в обычных условиях, поэтому реализация таких проектов, в рамках работы детского сада, просто необходима.
Понижение у современных детей уровня познавательного интереса к природе — вопрос, который волнует не только воспитателей, но и родителей.
Наша главная задача, как наставников, дать возможность ребенку наблюдать и ухаживать за растениями. Только с помощью взрослого он может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а самое главное от нашей заботы. В итоге он научится ухаживать за растениями, замечать все изменения, которые будут происходить с ними.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование в данной возрасте делает большой скачок в развитии. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания.
Для того чтобы удовлетворить детскую «любознательность», привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Исходя из всего сказанного, актуальность проекта состоит в развитии наблюдательности у детей, расширяет представления о растениях, как о живых организмах.
Цель:
• формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе,
Задачи:
1. Расширить знания о растениях.
2. Познакомить с особенностями выращивания растений (томаты, огурцы, лук, лук-батун, укроп, петрушка, картофель, фасоль).
3. Формировать представление у детей о необходимости света, тепла, воды для роста растений.
4. Формировать умение у детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Способствовать развитию творческих способностей у детей.
6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.
8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9. Развивать познавательные и творческие способности.
Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай лука, выращенный самими детьми, подготовить рассаду (помидоры, огурцы, картофель, фасоль, зелень) для выращивания культур в открытом грунте.
I. Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, НОД, творческая и продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение сказок и стихов).
3. Заключительный: подводятся итоги, оформляется проект, презентация, итоговая беседа.
II. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Основной этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Подготовка информации для родительских уголков.
•Сюжетное оформление огорода
Деятельность детей:
• Посадка семян томатов, огурцов, лука, укропа, картофеля, фасоли в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление, прореживание, пикирование рассады.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Уход за растениями
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
III. Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы: «Что такое огород?», «Какие растения можно вырастить на подоконнике?», «Семена», «Вредители огорода или кто обижает росточек?», «Наши помощники в огороде : лейка, лопата, грабли…», «Приключения Синьора Помидора».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Мир семян»,
3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
•Изготовление информационных бирок с датой посадки и названием сорта растения
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Что сажают в огороде?»
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
• Игры. Подвижная игра «Апельсин».
5. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «Овощной мир»
• Рисование «Мой любимый овощ»
• Аппликация «Наш веселый огород».
• Лепка «Овощи».
6. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки».
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла» (Юлиан Тувим Овощи).
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах (В Орлова «С базара», Ю. Ф. Глушенко «Грядка»).
• Рассказ детей по теме: «Бабушкин огород».
7. Оформление презентации
IV. Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат.
V. Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с овощными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети создадут все необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети выявят многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру и уважение к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
VI. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1 этап -Подготовительный (март)
№ Мероприятия Цели Сроки реализации
1. Выбор темы проекта Определение цели и задач, 1 неделя
2. Составление плана работы над проектом. Создать условия для организации работы в «огороде на подоконнике» : организация предметно – развивающей среды по теме проекта. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения) 2 неделя
3. Беседа с родителями «Мы сажаем огород»
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
3 неделя
• Беседы с детьми. Выявление уровня знаний о растениях 4 неделя
2 этап – Основной (март)
Мероприятия Цели Сроки реализации
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, чтение сказок, стихов
и потешек, отгадывание загадок.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, расширять знания о видах растений, о пользе лука.
1 неделя
НОД «Строение, рост и развитие растений»
Закреплять знания у детей об овощах.
Дидактические игры: 1 -2 неделя
Игровая деятельность детей «Волшебный мешочек», «Отгадай по вкусу», «Что сажают в огороде?»
Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин». 1 -2 неделя
Экологическая сказка «Приключения Сеньора Помидора»
Закрепление представлений у детей о развитии растений от семечка до плода.
1-2 неделя апреля
Сюжетное оформление огорода
Повысить интерес детей к проекту, развить творческие способности 2 неделя
Беседа с детьми на тему: «Мир семян» Рассматривание семян, сформировать представление о многообразии семян 2 неделя
Апреля
Познавательная беседа: «Вредители огорода или кто обижает росточек?», «Наши помощники в огороде : лейка, лопата, грабли…» Знакомство детей с рабочим инвентарем садовода-огородника, и вредителями растений 2 неделя
Посадка семян вызвать интерес к выращиванию огородной культуры
Формировать умения и навыки посадки и ухода за растениями 2 неделя
Изготовление информационных бирок с датой посадки и названием сорта растения Систематизации посадочного материала 2 неделя
Опыт – наблюдение за ростом.
Развивать у детей умение замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц
3 неделя
Труд в уголке природы.
Формировать представление у детей о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) для выращивания растений на подоконнике.
3-4 неделя
Продуктивная деятельность: Раскрашивание картинок «Овощной мир». Рисование «Мой любимый овощ». Аппликация «Наш веселый огород».
Лепка «Овощи».
Продолжать развивать у детей умение наклеивать детали на лист; раскрашивать овощи, стараться не выходить за контур изображения; лепить шары, раскатывая пластилин круговыми движениями.
3-4 неделя
3 этап – Заключительный (май)
Мероприятия Цели Сроки реализации
Наблюдения: «Растут ли наши растения?»
Продолжать развивать у детей умение замечать изменения в росте и развитии растений 1 неделя
Речевое развитие:
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки».
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла» (Юлиан Тувим
«Овощи»).
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах (В Орлова «С базара», Ю. Ф. Глушенко «Грядка»).
Создание положительных эмоций, способствовать развитию у детей творческих способностей.
1-2 неделя
Беседа с детьми
«Бабушкин огород»
Закрепление представлений у детей о развитии растений 3 неделя
Систематизация проделанной работы.
Обработка материалов проекта.
Оформление презентации «мы сажаем огород» 4 неделя
Итоговая беседа «Наш чудесный огород» переносится на улицу.
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на улице 4 неделя
VII. Итоги проекта
По реализации проекта «Мы сажаем огород» были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с овощными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили знания об условия, необходимых для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.