Получи документы

Аннотация к опыту работы учителя-логопеда

Елена Овчинникова
Аннотация к опыту работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация к опыту работы логопеда МБДОУ детский сад № 2 «Родничок» г. о. Кохма Овчинниковой Елены Вячеславовны.

Развитие речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к пяти годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение.

Публикация «Аннотация к опыту работы учителя-логопеда» размещена в разделах

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо.

В настоящее время в МБДОУ "Родничок" есть детей с нарушениями речи. Многое зависит от работы логопеда детского сада. Вся логопедическая работа в МБДОУ "Родничок" направлена на формирование правильной речи у ребенка:

-подготовка артикуляционного аппарата к работе;

-развитие фонематического восприятия;

-развитие мелкой моторики рук;

-постановка звуков;

-автоматизация звуков;

-дифференциация звуков;

-формирование слоговой структуры слов;

-обогащение и активизация словаря;

-работа над грамматическим строем речи;

-формирование связной речи;

-формирование психологической базы речи.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Нетрадиционные (также можем их назвать - инновационными) методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Нетрадиционные технологии - это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога. Основным критерием данной технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Нетрадиционные технологии в логопедии:

- арт - терапевтические технологии;

- биоэнергопластика;

- телесноориентированные техники;

- современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

Применение технологий в работе логопеда.

Арт-терапевчические технологии включают в себя следующие виды работы :

• музыкотерапия;

• логоритмику, психогимнастику;

• сказкотерапия;

• мнемотехника.

1. Элементы музыкотерапии. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приё мы музыкотерапии:

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

2. Логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Психогимнастика это этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной. К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует : улучшению общего состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

3. Сказкотерапия.

Коррекционные задачи:

создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

совершенствование лексико-грамматических средств языка;

совершенствование звуковой стороны речи;

развитие диалогической и монологической речи;

эффективность игровой мотивации детской речи;

взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;

создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;

приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

4. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники я решаю следующие задачи:

• Развиваю связную и диалогическую речь.

• Развиваю у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.

• Развиваю у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развиваю у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Биоэнергопластика.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Телесноориентированные техники включают в себя:

упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ:

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

прищепочный массаж;

крупотерапия;

массаж шестигранными карандашами;

массаж зубными щетками;

массаж зондами, зондозаменителями;

игры со счетными палочками;

игры катушками, крышками и пуговицами;

шнуровки;

игры с геобордом (логопедический планшет);

массаж приборами Су-Джок терапии.

Игровые упражнения и игры с вышеперечисленными средствами сочетаются с текущей логопедической работой и является стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Детям эти игры очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности. Игры и упражнения универсальны и их разнообразие, и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

Публикации по теме:

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален.

План летне-оздоровительной работы учителя-логопеда ЦЕЛЬ РАБОТЫ: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей; создание максимально.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

План работы учителя-логопеда в межаттестационный период План по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Мероприятия и примерные сроки проведения. 1. изучение литературы по теме самообразования.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с педагогическим коллективом Сроки выполнения Неделя Форма проведения Содержание работы Сентябрь 1 Педагогическое совещание «Ознакомление с Годовым планом работы логопедического.

Планирование консультативной работы учителя-логопеда с родителями № п/п Формы работы Содержание Сроки выполнения 1 Общее родительское собрание «Знакомство родителей с целью и задачами коррекционно-развивающей.

Примерный план коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на июнь ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ИЮНЬ 1 неделя Тема: лето Задачи: • Обогащение,.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми 1 слайд Горшкова Любовь Владимировна учитель- логопед МБДОУ «Детский сад №17» Пед. стаж : 15 лет. Категория: первая. 2 Слайд -Недооценка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аннотация к опыту работы учителя-логопеда
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 10:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аннотация к опыту работы учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Елена Овчинникова (УИ 602602) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД