дана бем
Рабочая программа «Рисование песком» в подготовительной группе. Часть 2. Приложения
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1.
Диагностика детей в начале учебного года.
Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия
Что это может быть? (зрительно) Детям предлагаются картинки, на которых изображены разнообразные фигуры, например, двойной круг, десятиконечная звезда, буква «Х». они должны придумать названия к картинкам и объяснить их.
Как можно использовать этот предмет? Детям предлагается назвать как можно больше способов использования какого-либо предмета, например, пластиковой бутылки, совочка, вазы для цветов, опрыскивателя и др.
Публикация «Рабочая программа „Рисование песком“ в подготовительной группе, Часть 2, Приложения» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование «Чего на свете не бывает?» Детям предлгается нарисовать то, чего не бывает, например, рыба плавает по воздуху, звёзды ходят по земле, паук разговаривают, дома сами ходят и пр.
«Что недорисовано?» На предлагаемых картинках дошкольники определяют, что художник забыл нарисовать, - оценка целостного восприятия.
Диагностика мелкой моторики пальцев рук
Тест «Пальчик, пальчик, где ты был?» Педагог садится за стол напротив ребёнка и просит его протянуть одну руку. Закрывает от него ладонь и пальцы этой руки своей рукой. Другой рукой дотрагивается до пальцев протянутой руки ребёнка и проситего вытянуть на другой руке тот палец, который педагог в этот момент трогает.
Ребёнок 6-7 лет свободно различает большой палец, мизинец и указательный. Различение среднего и безымянного пальцев представляет трудность и для 7-летнего ребёнка. Педагогу следует иметь в виду, что пальцы на правой руке ребёнок-правша, как правило, различает несколько лучше, чем на левой.
Тест «Силуэты» Педагог просит детей узнать, что изображено на предлагаемом рисунке. Затем они обводят предметы по контуру и раскрашивают карандашами. Время выполнения задания – 15 минут.
Показатели для ребё нка 6-7 лет: называет 15 предметов – высокий уровень, 10-12 предметов – средний, 5-6 предметов – низкий.
Тест «Дорисуй предметы» Ребёнку предлагают посмотреть на рисунки и перечислить, какие предметы он видит. Нужно назвать эти предметы и дорисовать, используя фломастеры или цветные карандаши. Время выполнения задания – 10 минут.
Показатели для ребё нка 6-7 лет: называет 12 предметов – высокий уровень, 8-9 предметов – средний, 5 предметов – низкий.
Приложение 2
Итоговая диагностика в конце учебного года
Фамилия, имя ребёнка Активность и самостоятельность в рисовании Умение находить способы изображения, передавать в работах свои чувства Уровень тревожности, развитие психических процессов. Уровень формирования мелкой моторики
Приложение 3
Упражнения для развития мелкой моторики
«Гроза»
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали
Пауков перепугали
Дождик застучал сильней
Птички скрылись средь ветвей
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора
В небе молния сверкает
Гром всё небо разрывает
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце! Слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу
Внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки
Постучать по столу всеми пальцами обеих рук
Скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе
Сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук
Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони
Нарисовать пальцем в воздухе молнию
Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши
Поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами
«Цветочки»
В нашей группе на окне,
Во зелёной во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки
Вот розан, герань, толстянка
Колких кактусов семья
Их польём мы спозаранку
Я и все мои друзья Сжимают и разжимают кулачки
Показывают ладошками «горшочки»
Поднимают ладошки вверх вертикально
Загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого
Поливают из воображаемой лейки
Складывают ладони обеих рук
«Колокольчик»
Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит.
Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит.
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку
Бом-бом-бом,-
Растрепал прическу
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся.
Наконец-то проснулся. Пошевелить пальчиками обеих рук
Поднести указательные пальцы обеих рук ко рту
Опустить ладошки
Провести ладошками по волосам
Улыбнуться и похлопать в ладоши
Постучать пальцами одной руки о пальцы другой руки.
Приложение 4
Развивающие кинезиологические упражнения
«Колечко»
Ребёнок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак – ребро – ладонь»
Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола.
Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.
«Зеркальное рисование»
Ребёнку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
«Ухо – нос»
Ребёнок по показу взрослого, а затем самостоятельно берётся левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук «с точностью до наоборот». Упражнение повторяется несколько раз.
«Снеговик»
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них – только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. в конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
«Часики»
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
«Рожицы»
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щёк, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
«Водный велосипед»
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнёра и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
Приложение 5
Психогимнастика на развитие эмоциональной сферы
Игра «Тень»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Два ребё нка идут по дороге: один впереди, другой на два-три шага сзади. Второй ребёнок – это «тень» первого. «Тень» должна точно повторить все действия первого ребёнка, который то сорвёт цветок на обочине, то нагнётся за красивым камешком, то поскачет на одной ноге и т. д.
Игра «Запретный номер»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Дети стоят в кругу. Выбирается число, которое нельзя произносить. Дошкольники считают по очереди, вместо запретного числа хлопают в ладоши.
Игра «Вот он какой»
Игра направлена на развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ребенок без слов с помощью вызительных жестов «рассказывает» о размерах и формах хорошо известных ему предметов: маленький, большой, заострённый, круглый, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение «Моё настроение»
Упражнение направлено на развитие эмпатии, умения описывать своё настроение и распознавать настроение других. Ребёнку предлагают поведать остальным о своё м настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом или показать в движении – всё зависит от фантазии и желании дошкольника.
Упражнение «Общение в паре»
Упражнение направлено на развитие внимания и памяти. Дети разбиваются на пары, садятся спина к спине. Один шёпотом рассказывает о чём-нибудь, потом спрашивает другого, о чём он говорил. Рассказывая, ребёнок должен попытаться описать свои ощущения.
Упражнение «Зеркало»
Упражнение направлено на развитие умения понимать и передавать чужие эмоции. Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-нибудь движение, другой его повторяет в зеркальном отображении. Затем педагог предлагает детям в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния: грусть, радость, страх, боль, отвращение и т. д.
Упражнение «Танец под музыку»
Упражнение направлено на преодоление робости, укрепление веры в себя. Дет садятся по кругу, самого замкнутого сажают в центр. Включается музыка – дети встают, ребёнок в кругу танцует. Дошкольники тоже могут танцевать, стоя на месте.
Упражнение «Рисование на спине»
Упражнение развивает чувствительность и воображение. Дети разбиваются на пары: ребёнок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения: дом, ёлка, солнце, лесенка и т. д. ; другой ребёнок должен отгадать, что это.
Приложение 6
Описание техник.
Техника закидывания.
Используется для создания тёмного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо,землю, море.
Техника засыпания.
Используется для создания затемнённых поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на тёмных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щёлочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем тёмную поверхность на нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
Техника насыпания.
Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. рукой, находящейся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения тёмных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.
Техника вытирания.
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на неё, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Дл получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
Техника процарапывания.
Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша от фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь.
Техника отпечатка.
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки всей ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расчёску, кисти, картонку.