Елисеева Тамара Анатольевна
Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья средствами физической культуры и спорта в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем сложном современном мире проблемы физической культуры становятся все более актуальными, значимыми и распространенными. Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости, которых за последние годы возрос. По комплексу медицинских и психолого-педагогических критериев к систематическому обучению в школе не готов каждый третий ребенок 7 лет. Педиатры бьют тревогу в связи с таким положением дел, предупреждая о том, что если ничего не менять, то из нынешних дошкольников через некоторое время вырастет поколение больных людей, страдающих лишним весом, мышечной слабостью, отдышкой, нарушением обмена веществ, заболеваниями опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие и т. д.). Дефицит двигательной активности несет за собой воспитание порастающего поколения не приспособленными к жизненным трудностям.
Публикация «Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья средствами физической культуры и спорта в ДОУ» размещена в разделах
Назрела необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы – формирования, укрепления и сохранения здоровья детей средствами физической культуры и спорта на основе здоровье сберегающих технологий, инноваций в стиле нашего времени.
В связи с этим в Дошкольных Образовательных Учреждениях необходимо:
- формировать правильное отношение к физической культуре и ЗОЖ
- закладывать потребности к двигательным навыкам и умениям
- учитывать физические возможности детей при использовании средств, методов и технологий обучения и воспитания
- обеспечить правильное образовательное пространство для организации физического развития ребенка
- мотивировать к занятиям физической культурой и спортом
В своем МБДОУ детский сад №80 для решения проблем формирования, укрепления и сохранения здоровья детей я использую следующие виды физкультурных занятий, на которых применяю инновационное не стандартное спортивное оборудование.
- Для формирования правильной осанки у детей мной используются «тачки-каталки», при помощи которых укрепляется мышечный контур тела, формы позвоночника, ног, стоп, развивается мускулатура туловища.
Осанка –это привычное положение тела в покое и в движении. Формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания ребенка.
И так «тачка-каталка» : выглядит она таким образом: мебельная, квадратная доска 34 на 34 см. с закругленными краями, к каждому углу доски, прикручены четыре мебельных колеса. На ней удобно кататься в различных направлениях, и различных исходных положений, как одному ребенку, так и в парах. «Тачка-каталка» очень нравится детям. При регулярных занятиях ребенок ощущает прилив сил и энергии, повышается настроение, улучшается общее самочувствие.
Мной разработан небольшой комплекс физических упражнений на «Тачке-каталке».
1. И. П. – лежа на «тачке-каталке» на животе, руки на полу, согнуты в локтях на уровне плеч, ноги вместе на вису
1 - 4 – прокат вперед, отталкиваясь руками
5 – 8 – прокат назад в И. П. Упражнение повторить 5-6 раз
2. И. П. – тоже, что в первом
1 – 4 – круговое вращение вправо, отталкиваясь руками поочередно, ноги на вису
5 – 8 – круговое вращение влево. Упражнение повторить 4 – 5 раз.
3. И. П. – сед на коленях на «тачке-каталке», руки на полу
1 – 4 – прокат вперед, толчок руками
5 – 8 – разворот вправо
1 – 4 – прокат назад, разворот вправо в И. П. Упражнение сделать 4 – 5 раз.
4. И. П. – тоже, что и в третьем
1 – 4 – прокат вперед, разворот влево. Упражнение сделать 4 – 5 раз
5. И. П. - сед на «тачке-каталке» на коленях, руки на полу
1 – 4 – круговые вращения вправо, толчок руками
5 – 8 – круговые вращения влево, толчок руками. Упражнения повторить 5 – 6 раз.
В целом, принцип понятен как делать эти упражнения, разработано мною их десять. Но прежде чем приступить к выполнению упражнений необходимо провести разминку. Также обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что формирование правильной осанки у детей посредством физических упражнений на «тачке-каталке» будет происходить гораздо быстрее и эффективнее, незаметно для ребенка, те усилия, которые дошкольник приложит выполняя эти упражнения, помогут ему комплексно укрепить свое телосложение и здоровье.
Для формирования координационных способностей – используется Координационная лестница.
Координационная лестница – является тренажером, предназначенным для развития координационных способностей, скоростных качеств, баланса тела в движении, она развивает маневренность, силу, выносливость, чувство ритма, а также позволяет отрабатывать технику основных двигательных действий.
Этот тренажер очень компактный мобильный, простота и оперативность сборки позволяет заниматься практически везде. Тренажер напоминает обыкновенную лестницу. Ее размер может быть любым. Упражнений с использованием Координационной лестницы множество, они все практически направлены на развитие координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.
Виды деятельности в которых используется Координационная лестница:
- занятия по физкультуре (во всех частях занятия, в подвижных играх, эстафетах, полосе препятствий)
- утренняя гимнастика
- физкультурные досуги
- самостоятельная деятельность детей
Из упражнений на Координационной лестнице можно выделить несколько групп:
1. Упражнения в ходьбе
2. Упражнения в прыжках
3. Упражнения в беге
Мы рассмотрим упражнения в прыжках.
В детском саду используются разнообразные виды прыжков: прыжки в длину, в высоту с места и с разбега, различные прыжки через скакалку.
В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость. Освоение разнообразных прыжков требует определенного уровня напряжения психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представлений, воображения.
Рекомендации использования Координационной лестницы:
1. Обязательная разминка и инструктаж по технике безопасности при выполнении прыжковых упражнений.
2. Соблюдение дистанции между детьми 2-3 ячейки.
3. Правильная техника при выполнении упражнений на скорость.
Прыжковые упражнения на Координационной лестнице:
«ЗАЙЧИКИ»
И. П. – стоя лицом к началу лестницы, ноги на ширине плеч, согнуты чуть-чуть в коленях
1. Прыжки на двух ногах в каждую ячейку лестницы, как «Зайки», мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
2. Выполнять упражнения до конца лестницы.
«МАЛЕНЬКИЕ ЛЯГУШКИ»
И. С. – тоже, что и в первом
1. Прыжки на двух ногах через одну ячейку, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
2. Прыгать до конца лестницы.
«БЕЛОЧКА»
И. П. – стоя правым боком к лесенке, ноги на ширине плеч, чуть согнуты в коленях.
1. Прыжки на двух ногах в каждую ячейку правым боком, мягко приземляясь на полусогнутые ноги.
2. Выполнять прыжки до конца лестницы.
3. Повторить упражнение, стоя левым боком к лестнице.
«ЛЕМУР»
И. П. – стоя лицом к лестнице с правого боку, правая нога в первой ячейке, левая за пределами лестницы на уровне первой ячейки.
2. Прыжок во вторую ячейку со сменой ног.
3. Прыгать до конца лестницы.
Многообразие прыжков на координационной лестнице зависит от наших фантазий, мной был приведен пример лишь немногих видов прыжков, которых можно разнообразить небольшими усложнениями и дополнениями.
Также хочу напомнить, при введении прыжковых упражнений на координационной лестнице необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений, а также наращиванию координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков у детей необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем можно усложнить за счет увеличения скорости и дозировки выполнения, включая работу рук.
Таким образом: включение Координационной лестницы в физкультурные виды деятельности в детском саду, будет хорошим подспорьем в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста.
Для профилактики плоскостопия я провожу «Тропу Здоровья»
Что такое плоскостопие – это изменение конфигурации скелета стопы, связанное с уплощением ее сводов и приводящие к нарушению механики ходьбы.
Плоскостопие проявляется: изменением походки, болями в ногах при ходьбе, прыжках и беге и статическом напряжении, деформацией стопы, м, начиная со средней группы, ходят по появляются мозоли и боли в позвоночнике.
«Тропа Здоровья» - После сон часа дети приходят в физкультурный зал, где по его периметру разложены массажные коврики, длинный канат, массажные дорожки, мешочки с песком. И в течение 5 минут дети, босиком, начиная со средней группы, ходят по этой тропе.
«Тропа Здоровья» очень нравится детям, сначала многие коврики они обходили, т. к. сильно колются, но постепенно они привыкли и стали наступать на все предметы. Эту профилактику плоскостопия я начинаю проводить с сентября месяца. В мае делаю плантограмму, по ней определяю есть ли изменения в строении стопы или нет. По результатам диагностики я делаю выводы, из которых будет строиться моя дальнейшая работа.
Таким образом можно сделать следующий вывод: в условиях дошкольного учреждения можно заложить прочный фундамент физического здоровья детей, усовершенствовать навыки их основных видов движений, повысить уровень физической и умственной работоспособности, воспитать моральные и волевые качества. Регулярные физкультурные занятия резко снижают заболеваемость дошкольников, благотворительно влияют на психику ребенка, на его внимание, память, мышление, способствуют эффективному воспитанию ценностных личностных качеств: настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, вырабатывают активную жизненную позицию.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Олонцева Г. Н. Комплексная диагностика физического развития ребенка : Учебное пособие. -Изд-во Вост. -Сиб. гос. акад. обр., 2011.-200 стр.