Наталья Игоревна Костюкова
Проблемы адаптации в ДОУ у детей с аутизмом
В настоящее время количество детей с аутизмом значительно увеличилось, в связи с чем перед нами встаёт проблема их социализации и адаптации. Особо остро с данной проблемой столкнулись детские образовательные учреждения. Зачастую родители не хотят или не могут признать, что их ребёнок «особенный», не такой как все. Не понимание проблемы приводит к тому, что ребёнка с аутизмом приводят в многочисленные группы общеобразовательных учреждений, тем самым доставляя дискомфорт ребёнку. Для дальнейшего обсуждения данного вопроса необходимо обратиться к понятиям «аутизм» и «адаптация».
Публикация «Проблемы адаптации в ДОУ у детей с аутизмом» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аутизм – понятие, означающее крайнюю форму и состояние психологического отчуждения, выражаемую в отстранении, «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний, когда произвольная организация мышления нарушается из-за её подчинения аффективным потребностям. Термин был введён Э. Блейлером для обозначения психических нарушений, связанных со снижением возможностей субъекта произвольно управлять своим мышлением, отключаться от мучительных мыслей, и проявляемых как попытки избежать любых контактов, как отсутствие потребности в совместной деятельности. Термин «аутизм» используют при описании индивидуальных особенностей, связанных с преимущественной ориентацией личности на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке событий, сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей, и неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение. В связи с этим у детей с аутизмом и возникают проблемы с адаптацией.
Под адаптацией понимают эффективное взаимодействие со средой, состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно включается в ведущую деятельность, удовлетворяет основные социогенные потребности, идёт навстречу ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней группа, переживает состояние самоутверждения и свободы выражения творческих способностей.
В случае детского аутизма наблюдается снижение контактов с окружающими, слабо развитая речь и своеобразная реакция на изменения в окружении. Впервые в 1943г. Л. Каннер описал основные признаки раннего детского аутизма :
- врождённая неспособность ребёнка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики и жестов, причём не обусловленная низким интеллектуальным уровнем;
- стереотипность поведения;
- необычные реакции на раздражители;
- нарушения речевого развития;
- раннее проявление (до 30-го месяца жизни).
Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет. Сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. Далее острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.
Проанализировав выше сказанное, мы призываем родителей «особенных» детей очень хорошо подумать. Будет ли комфортно их сыну или дочки в многочисленной группе. Стоит ли ставить на первое место свои амбиции и желание, чтобы их ребёнка считали обычным, и только потом думать о его комфорте и благополучии.
Список использованной литературы:
1. Дружинин В. Н. Психология. – Санкт-Петербург, 2002 г.
2. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы. - М. ,2011г.
3. Головин С. Ю. Словарь психолога- практика. – Минск, 2003г.