Катерина Михайловна
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые методы на сегодняшний день наиболее популярны. Первенство игровых методов доказано, также эти методы можно применять в комплексе с другими методами : проблемными, исследовательскими, ситуационными. Познавательные задачи реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, различных игр-театрализованных, ролевых, развивающих (игровая форма взаимодействия педагога с детьми). Различные игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые) считаются эффективным средством обучения и развития ребёнка. Этим играм присущи элементы диалога (ребёнок-взрослый, ребёнок- ребёнок) и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач последовательно.) Логико-математическое развитие детей неосуществимо без включения в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование и поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.
Публикация «Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников» размещена в разделах
При использовании этих методов ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении различных действий (игровых и практических, проведении опытов, общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранении ошибок, проявлении различных эмоций.
Дети, имеющие опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряжённую мыслительную деятельность. Таким детям интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребёнок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимых навыков- осваивать их тут же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности). Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Главным условием поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, которые ведут к результату. Взрослый должен обеспечить активность ребёнка в деятельности. Деятельность достигается путё м:
• мотивации (яркой, доступной, реально жизненной, участием ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных событий.
• выражением сущности этих действий в речи.
• проявлением соответствующих эмоций, особенно познавательных.
• решением творческих задач, воспроизведение творческих задач с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но не снижает его собственной активности, используя для ребёнка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность. Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошкольного развития детей дошкольного возраста с использованием разнообразных средств.
Цель использования проблемно-игровых методов — это развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Эти методы можно реализовывать при условии: последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач; обеспечения детской активности в поиске решения; стимулирования детской самодеятельности.
Используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объёмное моделирование. Комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. При использовании этих игр ставятся следующие задачи:
• освоение детьми средств и способов познания; эталонов, моделей, обследования, классификации и др.
• развитие мышления, смекалки, сообразительности.
• накопление опыта (осведомлённости ребёнка).
Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода анализируется не только как средство активизации мышления, но и как средство получения опыта исследовательским действиям, умением формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Практически самое главное назначение проблемно-игровой ситуации – это, способствовать развитию творческих способностей ребёнка. В проблемной ситуации ребёнок сталкивается с такой проблемой, в которой ему необходима потребность в познании. При этом очень важно совместная деятельность взрослого с ребёнком, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций. Проблемная ситуация включает в себя проблемные вопросы. Они используются в качестве самостоятельного методического средства, способствующего осмыслению сущности выполнения выполняемого действия, развитию сообразительности. Вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей, расположению в пространстве, количественному значению и т. д. Проблемные ситуации включают в себя занимательные вопросы, занимательные задачи, задачи шутки и т. д., поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность.
Недлительное экспериментирование становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её, усиливает практическую направленность. Проблемная ситуация решается поэтапно:
1. осознание и принятие проблемы
2. высказывание детьми предположений
3. практическая проверка предположений
4. обоснование рационального способа решения проблемной задачи
Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением за счёт изменения сюжета, действующих лиц и данных и т. д. Подобные приёмы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности. Игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка (становление предпосылок) к ним относятся: прогнозирование результата, усидчивость, получение результата.
Логические и математические игры.
Сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций
Логико-математические игры осуществляется в специальных дидактических условиях, среди которых отсутствие принуждения, поддержка.
Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления различных отношений в коллективе.
Логические приемы как средство формирования логического мышления
дошкольников – это сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды.
Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация (логический прием упорядочивания предметов по степени выраженности какого-либо признака. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами).
4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т. д.
Первым и важнейшим компонентом содержания математического развития дошкольников являются :
1)свойства и отношения. В процессе разнообразных действий с предметами дети осваивают такие свойства как форма, размер, количество, пространственное расположение. Формируется у детей важнейшая предпосылка абстрактного мышления – способность к абстрагированию.
2) В процессе осуществления практических действий дети познают разнообразные геометрические фигуры и постепенно переходят к группировке их по количеству углов, сторон и вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространственное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачивать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, собирать, видоизменять его.
3) В познании величин дети переходят от непосредственных способов (наложение, приложение) к опосредованным способам их сравнения (с помощью измерения условной меркой). Это даёт возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе)
4) Пространственно- временные представления – наиболее сложное для ребенка дошкольника, осваиваются через реально представленные отношения (далеко-близко, сегодня-завтра).
5) Познание чисел и освоение действий с числами – важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Сосчитывая разные по размеру, пространственному расположению предметы, дети приходят к пониманию независимости числа от других свойств предметов, знакомятся с цифрами и знаками. В исследованиях Е. С. Ермаковой установлено, что гибкость мышления в соответствии с выделенными этапами можно формировать у детей начиная с 4 лет [1]. Особенно эффективными для ее развития являются математические задачи, позволяющие анализировать различные для разных ситуаций основополагающие свойства и связи объектов. Именно математические представления являются теми представлениями, в которых обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений и на основе которых возникают научные понятия. Подобным требованиям удовлетворяют комбинаторные задания и задачи. Они характеризуются как задания, требующие выбора из некоторого заданного множества его подмножества в том или ином порядке. Здесь имеются в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений — ответов и их поиск. Особенностью данных задач является то, что их решения не укладываются в рамках обычной схемы. Дети должны предложить несколько решений задачи. Такие задачи не сковывают жесткими рамками одного решения, а открывают возможность для поисков и размышлений, способствуя развитию гибкости детского мышления.
Средства логико-математического развития детей дошкольного возраста (развивающие и дидактические игры, универсальные пособия, проблемные ситуации, экспериментирование, логические задачи).
Современные логико- математические игры, используемые в дошкольных учреждениях, разнообразны.
В проблемно-игровой технологии они представлены в виде групп:
1. Настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др. ;
2. Игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Загадка», «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор», Палочки «Кюизенера» и др. ;
3. Игры на плоскостное моделирование – «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис»,
«Монгольская игра», «Абрис», «Т-образная» и др. ;
4. Игры из серии «Кубики и цвет» – «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно», «Логические блоки Дьенеша» и др. ;
5. Игры на составление целого из частей – «Дроби», «Чудо-цветик» и др. ; игры-забавы - перевертыши, лабиринты;
6. Игры на замену мест (например, «Пятнашки») и др.