Лидия Саломатина
Проблема задержки речевого развития в современном мире и пути ее решения
Проблема задержки речевого развития в современном мире и пути ее решения.
Саломатина Лидия Данииловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад» №32
город Солнечногорск
Аннотация: В данной статье рассматривается значение речи в обществе, в развитии личностного потенциала детей. Рассмотрен алгоритм диагностического обследования детей с задержкой речевого развития. Показана специфика проблем задержки речевого развития в современных условиях. Сделаны выводы о необходимости новых подходов к данной проблеме.
Публикация «Проблема задержки речевого развития в современном мире и пути ее решения» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из особенностей отличия человека от животного мира, которое характеризует его физическое, психологическое и социальное развитие, является психический процесс, называемый речью. Для возникновения речи необходимо создание конкретных биологических предпосылок, определенных обстоятельств, целей общения. Речь относится к главным социальной функциям в общении детей со взрослыми. Советский психолог Выготский Л. С. первым выдвинул идею о важнейшей роли воспитания и обучения в психическом развитие детей [ 1, c.59 ].
В современном мире роль грамотного речевого общения бесценна. Правильная, чистая речь влияет на все сферы развития личности от рождения до старости. В настоящее время перед государством и социумом стоит актуальный вопрос: «Как создать идеальную безопасную образовательную среду для полноценного развития личности с задержкой речевого развития? Каково оно - новое интересное эффективное образовательное пространство для развития речевых способностей детей, которое будет устраивать всех: родителей, систему образования, ребенка?» Перед современной системой образования стоит задача создания комфортных условий для развития потенциальных возможностей личности. От этого зависит самопознание, самосовершенствование, саморазвитие и самореализация человека в социуме.
Речь - это форма существования языка, его воплощения и реализация. Речь мы описываем как использование человеком языковых богатств, результат формулирования и передачи мысли с помощью языка. В настоящее время роль правильного произношения диктует успешность и понимание взаимоотношений между миллионами людей в мире во всех сферах жизнедеятельности. Устная публичная речь звучит по радио и телевидению, в интернет ресурсах, на конференциях, собраниях, с политических трибун и является незаменимым средством общения населения.
В последние десятилетия увеличивалось количество детей с диагнозом – задержка речевого развития. С возрастом она компенсируется, однако легкая недостаточность может сопровождать человека всю жизнь. Причины могут быть различные – от социальной запущенности до психических отклонений и нарушений центральной нервной системы, но результат один - больные дети, нуждающиеся в своевременной эффективной помощи.
Практически каждая семья хотя бы раз в жизни сталкивалась с проблемами речевого развития. В современных условиях по данному вопросу существуют пробелы во взаимодействии разных специалистов: врачей, педагогов, логопедов. Нет комплексной, согласованной работы по единой программе. Все специалисты решают свои узкоспециализированные задачи. Во многих дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют логопедические группы и профильные специалисты, нет индивидуального подхода к семьям, в которых существует данная проблема. При том, что своевременное диагностирование задержки речевого развития позволяет во время начать лечение и коррекционную, профилактическую работу и в результате получить здорового ребенка [ 2, с. 20,23 ].
Сегодня важное и приоритетное значение имеет комплексный подход к выявлению, лечению, обучению, адаптации в социальной среде детей с задержкой в развитие речи. Конечной целью является взрослая полноценная здоровая личность, так как здоровье - это важнейшая потребность человека, от которой зависит его трудоспособность и гармоничное развитие личности.
Диагностика проблемы задержки речевого развития для получения точной картины заболевания должна основываться на определенном алгоритме обследования: консультация невролога, психолога, оценка невербального интеллекта и интеллектуального развития, аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы, электроэнцефалография, нейровизуализация, консультация генетика. [ 3 ] Только полноценное комплексное обследование позволит выбрать правильный путь лечения и коррекции. Далее коррекционную работу осуществляет специальный педагог. Эффективный результат и качество жизни ребенка в будущем зависят от успешного сотрудничества, взаимопонимания специалистов данных направлений.
Необходимо подчеркнуть, что коррекционная работа по развитию полноценной речи у ребенка с задержкой развития речи требует индивидуального подхода и соответствия уровню интеллектуального развития ребенка. Первоначальные стадии работы по развитию речи должны проводиться в полном взаимопонимании логопеда, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Основными задачами коррекционной работы для неговорящих детей является адаптация в домашних условиях. Тесное взаимодействие с родителями, их обучение навыкам общения с детьми с задержкой речевого развития позволит более эффективно решать поставленные корректирующие задачи. Для детей, способных пользоваться самостоятельной речью - формирование навыков речевого развития для введения в коллективное общение и обучение в школах любого типа. Основными этапами работы с детьми с задержкой речевого развития являются : дифференциация нарушений речи, установление эмоционального контакта, активизация речевой деятельности, развитие речи в образовательном процессе, формирование и развитие спонтанной речи в игре, в быту [ 4 ]. Сегодня требуется обратить особое внимание государства на проблему задержки речевого развития в связи с увеличением количества детей с данным диагнозом. Необходимо разработать специальную программу на федеральном, региональном и местном уровне, включающую совместную работу врачей, педагогов, дефектологов, логопедов, психиатров и др. специалистов, которые будут вести ребенка с раннего возраста в семье, в образовательных учреждениях, применяя индивидуальных подход и наблюдение ребенка в динамике. Финансирование программы должно полностью лежать на государстве и частных инвестициях, чтобы родители не беспокоились о материальной стороне помощи своим детям. Сегодня частные платные клиники дают хорошие результаты, но полноценно не решают всей проблемы и не охватывают всех желающих проходить лечение.
.
Список литературы:
1. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития. Под ред. М. И. Лынской, Ю. А. Покровской. В 2 ч. Ч. 2. М. : ЛОГОМАГ, 2017. - 124 с.
2. Зиганшина, Г. К. Проект познавательно-исследовательской деятельности «День за днем играем, речь развиваем» / Г. К. Зиганшина, Н. М. Савельева // Дошкольная педагогика. — 2019. — №3. — С. 20-29.
3. Бобылова М. Ю., Браудо Т. Е., Казакова М. Е., Винярская И. В. Задержка речевого развития у детей : введение в терминологию. // Русский журнал детской неврологии. – 2017. - №1. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-vvedenie-v-terminologiyu (дата обращения 13.12.2021)
4. Ефимова С. В. Коррекционно – развивающая программа учителя-дефектолога для работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/11/03/korrektsionno-razvivayushchaya-programma-uchitelya
(дата обращения 09.12.21)