юлия егорова
Проблема развития связной речи дошкольников в современной информационной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития связной речи дошкольников в современной информационной среде
Аннотация
В статье поднимается вопрос о негативном влиянии бесконтрольного использования детьми компьютерных технологий в свободное время на речевое развитие дошкольником. Рассматриваются также положительные стороны применение информационно - коммуникативных технологий на занятиях по речевому развитию.
Публикация «Проблема развития связной речи дошкольников в современной информационной среде» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова
Связная речь, дошкольник, информацию среда, компьютерные технологии, речевое развитие.
Овладение связной монологической речью является центральное задачей и наиболее сложным этапом развития детей дошкольного возраста. Уровень развития связной речи дошкольника определяет степень не только речевого, но умственного развития, имеет большое значение для социализации ребенка в целом.
В современной информационной среде развитие связной речи дошкольников связано с целым рядом закономерных трудностей. Значительная роль в досуге современных дошкольников принадлежит компьютерным технология. По просмотр мультфильмов, телепрограмм, видеоблогов, компьютерных игры, - все это снижает самостоятельную речевую активность детей, негативно сказывается на совершенствовании их коммуникативных навыков. В информационной среде развернутая связная теряет свою значимость, так как появляются заместитель речевых эталонов, которые с радостью используются детьми: фразы их рекламных роликов, мультфильмов, игр. Современные родители зачастую заняты работой, домашними делами, а самое главное общением в виртуальном мире и не уделяют должного внимания живому непосредственном общению с ребенком. Многие из них приобретают для детей игрушки, которые произносят фразы, поют, читают стихи, рассказывают сказки. При этом ребенок не вступает в диалог, а остается пассивным слушателем и зрителем. Все меньше родителей читают детям художественную литературу и таким образом лишают детей возможностью познакомиться с образцами правильной, грамотной, красивой речи. Кроме того, компьютерные игры родители используют, когда не знают, чем занять ребенка в любой ситуации ожидания: в очереди, в автомобиле, и т. п. Гаджет все чаще становится также средством поощрения и наказания современного ребенка.
В информации, получаемой ребенком через гаджеты, опора идет на яркие, быстро меняющиеся картинки, которые сопровождаются звуковыми эффектами. Конечно, при этом дошкольник получает новые впечатления, узнает что- то новое. Но таким образом, ребенка фиксируется на довербальном уровне, начинается выделять его в качестве предпочтительного, при этом вербальная коммуникация с окружающими остается на примитивном уровне.
Можно отметить, что ухудшение связной речи является характерной чертой современного дошкольника. Как показали специальные исследования, В ходе проведённого нами исследования уровня развития связной речи у старших дошкольников.
Именно в детском дошкольном учреждения педагоги способны создать максимально благоприятную речевую среду, способствующую формированию навыков связной монологической речи. Педагоги должны побуждать детей к общению со взрослыми и между собой, обращаться к ним с вопросами, высказываниями, давайте детям образцы правильной речи, эталоны этикетных форм речевого взаимодействия.
Для развития звуковой культуру младших дошкольников, педагогами должны организовываться звукоподражательные игры, на занятиях проводиться звуковой анализ, использоваться скороговорки, чистоговорки, стихотворения.
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо создавать условия для обогащения словарного запаса: организовать сюжетные игры, включать разнообразные предметы в их деятельность, побуждать описываться свойства предметов и явлений, знакомить с синонимами и антонимами.
В старшем дошкольном возрасте переходят непосредственно к занятиям по развитию связной речи. С этой целью педагог стимулирует детей к рассказыванию, развернутому изложению какого- либо содержания, организовывает диалоги, поощряет словотворчество. Для формирования навыков связной монологической речи рекомендуется использовать игры- инсценировки с игрушками, игры на установление различных зависимостей, рассказывается по частям, коллективное составление рассказов, пересказ художественных произведений по ролям, театрализации. Основной задачей педагога при этом является поэтапное формирование различных речевых навыков дошкольников, задействование широкого круга методов и приемов, организация систематической совместной деятельности детей.
Серьезной проблемой в практической деятельности педагога ставится недостаточная заинтересованность детей на занятиях по речевому развитию. Использование компьютерных технологий может помочь стимулировать речевую активность детей на занятиях. Использование мультимедийных средств вызывают у дошкольников живой интерес, эмоциональную вовлеченность, существенно повышает эффективность занятий. В настоящее время создан достаточно большой запас детских компьютерных игр, программ, презентаций, решающих проблем формирования когнитивных функций, обогащения словаря, развития словарного запаса дошкольников.
Таким образом, безответственное и бесконтрольное вовлечение детей в современную информационную среду становится фактором риска деградации их речевого развития. В то же время использование информационно – коммуникативных технологий как вспомогательного средство в организации процесса обучения увеличивают образовательные возможности ребенку.
C писок используемой литературы:
1. Белая К. Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникативных технологий в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2012 №8 С. 4-8.
2. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014 №9. С. 108-112.
3. Глухов В. П. Методика формирования навыков связанных у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно-методическое пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, и практикующихся логопедов-М. : В. Секачев,2012.184с.
4. Левшина Н. И. Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников //Фундаментальные исследования. – 2015№2-9. С 188-192.