МААМ-картинки

Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе

РУШАНА ИРЕКОВНА
Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы

В нынешних условиях реформирования системы образования, развитие

регулятивных и коммуникативных навыков стало ключевой социально-

педагогической задачей. Решение этого вопроса в значительной степени влияет

на успешное усвоение детьми знаний, эффективное межличностное

взаимодействие с педагогами и сверстниками, а также на их социальную

адаптацию.

Прежде всего, важно отметить, что общение является необходимым

условием и фактором психического развития ребенка. Эта концепция была

впервые сформулирована Л. C. Выготским, который подчеркивал, что

Публикация «Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах

«психологическая природа человека представляет совокупность человеческих

отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами

ее структуры» [8]. Он также отметил важность взаимосвязи между

отношениями “ребенок-ребенок” и “ребенок – взрослый”, «Ребенок в состоянии

с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством

взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием,

самостоятельно» .

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что его сверстники

«такие же, как и он сам», что приводит к процессу идентификации себя со

сверстниками. Следовательно, дети этого возраста попадают в общее

коммуникативное пространство.

Общение, в свою очередь, предполагает взаимопонимание. Маленькие

дети склоны к эгоцентризму, полагая, что другие видят ситуацию так же, как и

они. Из-за этого им трудно сопереживать другим и понимать их.

Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с особыми

трудностями не только в понимании проблем других людей, но и в

эмоциональном реагировании на них. Именно поэтому иногда дети могут

проявлять жестокость к животным или быть малоэффективным в словесном

общении с взрослыми. Ребенок младшего возраста не всегда может понять

обиду или страдание другого человека. Однако, благодаря общению, дети

развивают социальную чувствительность, учитывают чувства и желания других

людей, а также причины их поступков. И только тогда между людьми могут

возникать особые отношения, выражающиеся в симпатии, дружбе и любви.

Кроме того, важным аспектом успешной коммуникации является

понимание того, как воспринимает ребенка собеседник. Отсутствие такого

понимания является частой причиной конфликтов. Особенно это заметно у

маленьких детей, что объясняет частые ссоры, споры и драки между ними.

Различные формы коммуникации, начиная от речи и голоса, и заканчивая

жестами и мимикой, служат средствами обмена информацией.

А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и Е. О. Смирнова проводили

исследования в области психологии общения. Они определили понятие

“общение”, выделили его отличительные особенности и раскрыли критерии,

отличающие общение от других видов деятельности, раскрыли особенности

развития общения у детей дошкольного возраста.

«Специфичность общения заключается, во-первых, в личной значимости

обмениваемой информации, во-вторых, в воздействии (взаимовлиянии) на

поведение и состояние участников коммуникативного процесса, изменение

отношений между ними, в-третьих, в когнитивном, аффективном и

психомоторном воздействии» (А. Н. Леонтьев). Коммуникация включает в

себя обмен информацией, начиная от содержания речи и тембра голоса и

заканчивая жестами, позой и выражением лица.

В. П. Третьяков определяет то, что «разделение трех сторон общения -

перцептивной, коммуникативной и интерактивной - возможно только как

прием анализа, нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и

взаимодействия, или «чистое» восприятие. Действие, несущее в себе

информацию - главное содержание общения» [15].

Общение невозможно без сформированности на определенном уровне

коммуникативных умений.

Рассмотрим определения понятия «коммуникативные умения. Под

коммуникативными умениями подразумевают :

- «сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их

способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с

задачами общения» (Л. Р. Мунирова) ;

- «владение культурой межличностного общения» (Л. Р. Болотина);

- умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной

коммуникации. «Умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою

мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению»

(В. А. Тищенко) ;

- «комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на

высокой теоретической и практической подготовленности личности,

позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования

действительности» (Г. М. Андреева);

- «способы выполнения речевых действий, основанные на знаниях и

навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности» (О. М. Казарцева);

- «способность человека управлять своей деятельностью в условиях

решения коммуникативных задач» (Н. М. Косова);

- владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с

окружающими людьми.

С. Л. Рубинштейн показывает, что «коммуникативное взаимодействие

ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех

психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки,

эмоциональной сферы, воображения».

Л. С Выготский доказал, что «развивается не сам по себе изолированный

ребенок, а целостная система взаимодействия «ребенок- взрослый», только в

этом смысле правомерно говорить и о развитии отдельного ребенка. Он

придавал решающее значение самой ситуации взаимодействия взрослого и

ребенка, считая, что в нем заключен основной социокультурный механизм

передачи образцов действия от взрослого к ребенку».

Д. Б. Эльконин подчеркивает, что «личностное развитие детей

осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных

отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в

процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр».

И. А. Кумова проводила исследования связанные с воспитанием основ

коммуникативной культуры детей 6-го года жизни, особо отмечала, что

понятие «коммуникативная культура ребенка - это личностное качество,

включающее потребность в общении с другими на основе общих

познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнера по

общению, ориентировка на познавательные мотивы и эмоционально-

положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как

средстве организации совместной деятельности и достижения цели; вербальные

и невербальные способы донесения ценной информации собеседнику;

эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации

(принятие ценностей другого, умение слушать и слышать его); способность

прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации».

Проанализировав взгляды ученых (О. Н. Сомкова, С. Л. Рубинштейн, Н. М.

Косова, Л. Р. Мунирова и др.) на понятие «коммуникативные умения», мы взяли

за основу мнение В. А. Тищенко о том, что «коммуникативные умения - умения

общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации,

умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно

воспринимать информацию от партнеров по общению». По нашему

мнению, это понятие своей смысловой структурой соответствует выделенным

учеными комплексам компонентов коммуникативных умений.

В ряде исследований отмечается, «что коммуникативные умения

способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста» (A.B.

Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др., «влияют на общий уровень их

деятельности» (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин и др., значение

сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на

этапе перехода ребенка к обучению в школе» (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А).

Развитие коммуникативных навыков считается приоритетной основой

для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным

образованием, необходимым условием успеха в учебе и ключевым

направлением социально-личностного развития. В связи с этим А. Н. Леонтьев

выделил такие составляющие коммуникативных умений как : «умение наладить

контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней

психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать

взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации

взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к

процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе

общения» .

В свою очередь, Л. А. Дубина отмечает, что «коммуникативные умения

детей дошкольного возраста включают : умение сотрудничать; умение

воспринимать и понимать (перерабатывать информацию); слушать и слышать;

говорить самому».

С другой стороны, О. Н. Сомкова выделяет следующие составляющие

коммуникативных умений : речевые умения, такие как слушание и правильное

понимание собеседника, а также формулирование собственного мнения;

невербальные умения, включающие уместное использование мимики, жестов и

поз, а также способность понимать эмоции собеседника.

Основные коммуникативные навыки выявленные М. М. Алексеевой и

М. И. Яшиной включают в себя: «активность в общении; умение слушать и

понимать речь; умение строить общение с учетом ситуации; умение легко

входить в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражать свои

мысли; умение пользоваться формами речевого этикета».

Важность развития регулятивно-коммуникативных навыков в старшем

дошкольном возрасте становится все более значимой. На этом этапе у детей

происходит быстрое развитие речи, общение с взрослыми и сверстниками

становится неотъемлемой частью их жизни, а их деятельность становится

совместной, в отличие от предыдущих возрастных категорий, где действия

происходят независимо от других.

В исследованиях А. А. Бодалева, Л. Я. Лозован и Е. Г. Савиной были

выделены три компонента в структуре коммуникативных умений :

информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Б. Ф. Ломов выделил три группы функций коммуникативных умений, в

зависимости от выполняемой роли: информационно-коммуникативная,

регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

Группа информационно-коммуникативных умений включает умения

вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях

общения, а также соотносить средства вербального и невербального общения.

Группа регулятивно-коммуникативных умений включает умения

согласовывать свои действия, мнения и установки с потребностями товарищей

по общению.

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях

делиться своими чувствами, интересами и настроением с партнерами по

общению, а также на умении проявлять чуткость и сопереживание к партнерам

по общению, а также оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие

"регулятивно-коммуникативные умения" может иметь различные трактовки, но

все они указывают на практическую направленность и включение различных

компонентов коммуникации, таких как правильное начало и завершение

диалога, умение задавать и отвечать на вопросы, слушать собеседника.

Анализ точек зрения ученых позволяет нам заключить, что регулятивно-

коммуникативные умения включают социально-психологические навыки,

коммуникативно-организаторские навыки, вербальные навыки и невербальные

навыки, которые необходимы для построения взаимоотношений и

эффективного общения с другими людьми.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших группДидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших групп Цель: совершенствование социально- бытовых навыков и коммуникативных умений. Задачи: Образовательные: Расширение представлений о приветствии.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе
Опубликовано: 8 октября 2024 в 18:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе» (включая файлы) размещена пользователем РУШАНА ИРЕКОВНА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД