РУШАНА ИРЕКОВНА
Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать
В нынешних условиях реформирования системы образования, развитие
регулятивных и коммуникативных навыков стало ключевой социально-
педагогической задачей. Решение этого вопроса в значительной степени влияет
на успешное усвоение детьми знаний, эффективное межличностное
взаимодействие с педагогами и сверстниками, а также на их социальную
адаптацию.
Прежде всего, важно отметить, что общение является необходимым
условием и фактором психического развития ребенка. Эта концепция была
впервые сформулирована Л. C. Выготским, который подчеркивал, что
Публикация «Проблема формирования регулятивно-коммуникативных умений у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
«психологическая природа человека представляет совокупность человеческих
отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами
ее структуры» [8]. Он также отметил важность взаимосвязи между
отношениями “ребенок-ребенок” и “ребенок – взрослый”, «Ребенок в состоянии
с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством
взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием,
самостоятельно» .
В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что его сверстники
«такие же, как и он сам», что приводит к процессу идентификации себя со
сверстниками. Следовательно, дети этого возраста попадают в общее
коммуникативное пространство.
Общение, в свою очередь, предполагает взаимопонимание. Маленькие
дети склоны к эгоцентризму, полагая, что другие видят ситуацию так же, как и
они. Из-за этого им трудно сопереживать другим и понимать их.
Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с особыми
трудностями не только в понимании проблем других людей, но и в
эмоциональном реагировании на них. Именно поэтому иногда дети могут
проявлять жестокость к животным или быть малоэффективным в словесном
общении с взрослыми. Ребенок младшего возраста не всегда может понять
обиду или страдание другого человека. Однако, благодаря общению, дети
развивают социальную чувствительность, учитывают чувства и желания других
людей, а также причины их поступков. И только тогда между людьми могут
возникать особые отношения, выражающиеся в симпатии, дружбе и любви.
Кроме того, важным аспектом успешной коммуникации является
понимание того, как воспринимает ребенка собеседник. Отсутствие такого
понимания является частой причиной конфликтов. Особенно это заметно у
маленьких детей, что объясняет частые ссоры, споры и драки между ними.
Различные формы коммуникации, начиная от речи и голоса, и заканчивая
жестами и мимикой, служат средствами обмена информацией.
А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и Е. О. Смирнова проводили
исследования в области психологии общения. Они определили понятие
“общение”, выделили его отличительные особенности и раскрыли критерии,
отличающие общение от других видов деятельности, раскрыли особенности
развития общения у детей дошкольного возраста.
«Специфичность общения заключается, во-первых, в личной значимости
обмениваемой информации, во-вторых, в воздействии (взаимовлиянии) на
поведение и состояние участников коммуникативного процесса, изменение
отношений между ними, в-третьих, в когнитивном, аффективном и
психомоторном воздействии» (А. Н. Леонтьев). Коммуникация включает в
себя обмен информацией, начиная от содержания речи и тембра голоса и
заканчивая жестами, позой и выражением лица.
В. П. Третьяков определяет то, что «разделение трех сторон общения -
перцептивной, коммуникативной и интерактивной - возможно только как
прием анализа, нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и
взаимодействия, или «чистое» восприятие. Действие, несущее в себе
информацию - главное содержание общения» [15].
Общение невозможно без сформированности на определенном уровне
коммуникативных умений.
Рассмотрим определения понятия «коммуникативные умения. Под
коммуникативными умениями подразумевают :
- «сложные и осознанные коммуникативные действия учащихся и их
способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с
задачами общения» (Л. Р. Мунирова) ;
- «владение культурой межличностного общения» (Л. Р. Болотина);
- умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной
коммуникации. «Умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою
мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению»
(В. А. Тищенко) ;
- «комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на
высокой теоретической и практической подготовленности личности,
позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования
действительности» (Г. М. Андреева);
- «способы выполнения речевых действий, основанные на знаниях и
навыках, приобретенных человеком в процессе деятельности» (О. М. Казарцева);
- «способность человека управлять своей деятельностью в условиях
решения коммуникативных задач» (Н. М. Косова);
- владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми.
С. Л. Рубинштейн показывает, что «коммуникативное взаимодействие
ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех
психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки,
эмоциональной сферы, воображения».
Л. С Выготский доказал, что «развивается не сам по себе изолированный
ребенок, а целостная система взаимодействия «ребенок- взрослый», только в
этом смысле правомерно говорить и о развитии отдельного ребенка. Он
придавал решающее значение самой ситуации взаимодействия взрослого и
ребенка, считая, что в нем заключен основной социокультурный механизм
передачи образцов действия от взрослого к ребенку».
Д. Б. Эльконин подчеркивает, что «личностное развитие детей
осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных
отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в
процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр».
И. А. Кумова проводила исследования связанные с воспитанием основ
коммуникативной культуры детей 6-го года жизни, особо отмечала, что
понятие «коммуникативная культура ребенка - это личностное качество,
включающее потребность в общении с другими на основе общих
познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнера по
общению, ориентировка на познавательные мотивы и эмоционально-
положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как
средстве организации совместной деятельности и достижения цели; вербальные
и невербальные способы донесения ценной информации собеседнику;
эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации
(принятие ценностей другого, умение слушать и слышать его); способность
прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации».
Проанализировав взгляды ученых (О. Н. Сомкова, С. Л. Рубинштейн, Н. М.
Косова, Л. Р. Мунирова и др.) на понятие «коммуникативные умения», мы взяли
за основу мнение В. А. Тищенко о том, что «коммуникативные умения - умения
общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации,
умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно
воспринимать информацию от партнеров по общению». По нашему
мнению, это понятие своей смысловой структурой соответствует выделенным
учеными комплексам компонентов коммуникативных умений.
В ряде исследований отмечается, «что коммуникативные умения
способствуют психическому развитию детей дошкольного возраста» (A.B.
Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др., «влияют на общий уровень их
деятельности» (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин и др., значение
сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на
этапе перехода ребенка к обучению в школе» (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А).
Развитие коммуникативных навыков считается приоритетной основой
для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным
образованием, необходимым условием успеха в учебе и ключевым
направлением социально-личностного развития. В связи с этим А. Н. Леонтьев
выделил такие составляющие коммуникативных умений как : «умение наладить
контакт со всеми участниками процессов; понимание внутренней
психологической позиции каждого участника процесса; умение выстраивать
взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от ситуации
взаимодействия; передача собственного эмоционального отношения к
процессу; умение управлять собственным психическим состоянием в процессе
общения» .
В свою очередь, Л. А. Дубина отмечает, что «коммуникативные умения
детей дошкольного возраста включают : умение сотрудничать; умение
воспринимать и понимать (перерабатывать информацию); слушать и слышать;
говорить самому».
С другой стороны, О. Н. Сомкова выделяет следующие составляющие
коммуникативных умений : речевые умения, такие как слушание и правильное
понимание собеседника, а также формулирование собственного мнения;
невербальные умения, включающие уместное использование мимики, жестов и
поз, а также способность понимать эмоции собеседника.
Основные коммуникативные навыки выявленные М. М. Алексеевой и
М. И. Яшиной включают в себя: «активность в общении; умение слушать и
понимать речь; умение строить общение с учетом ситуации; умение легко
входить в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражать свои
мысли; умение пользоваться формами речевого этикета».
Важность развития регулятивно-коммуникативных навыков в старшем
дошкольном возрасте становится все более значимой. На этом этапе у детей
происходит быстрое развитие речи, общение с взрослыми и сверстниками
становится неотъемлемой частью их жизни, а их деятельность становится
совместной, в отличие от предыдущих возрастных категорий, где действия
происходят независимо от других.
В исследованиях А. А. Бодалева, Л. Я. Лозован и Е. Г. Савиной были
выделены три компонента в структуре коммуникативных умений :
информационно-коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Б. Ф. Ломов выделил три группы функций коммуникативных умений, в
зависимости от выполняемой роли: информационно-коммуникативная,
регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.
Группа информационно-коммуникативных умений включает умения
вступать в процесс общения, ориентироваться в партнерах и ситуациях
общения, а также соотносить средства вербального и невербального общения.
Группа регулятивно-коммуникативных умений включает умения
согласовывать свои действия, мнения и установки с потребностями товарищей
по общению.
Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях
делиться своими чувствами, интересами и настроением с партнерами по
общению, а также на умении проявлять чуткость и сопереживание к партнерам
по общению, а также оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Таким образом, в психолого-педагогической литературе понятие
"регулятивно-коммуникативные умения" может иметь различные трактовки, но
все они указывают на практическую направленность и включение различных
компонентов коммуникации, таких как правильное начало и завершение
диалога, умение задавать и отвечать на вопросы, слушать собеседника.
Анализ точек зрения ученых позволяет нам заключить, что регулятивно-
коммуникативные умения включают социально-психологические навыки,
коммуникативно-организаторские навыки, вербальные навыки и невербальные
навыки, которые необходимы для построения взаимоотношений и
эффективного общения с другими людьми.