Рогачева Татьяна
Проблема формирования позитивной социализации ребенка дошкольного возраста в научных исследованиях
▼ Скачать +Заказ
В науке подходы к понятию «социализация» возникли в тридцатые годы XXI века, которые нашли свое отражение в педагогической практике в конце сороковых и начале пятидесятых годов в аспекте гуманитарного образования и позднее приобрело междисциплинарный характер.
В современной научной литературе не имеет единого подхода к трактовке понятия «социализация» и очень часто его отождествляют с понятием «воспитание
Публикация «Проблема формирования позитивной социализации ребенка дошкольного возраста в научных исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Впервые понятие «социализация» ввел американский социолог Гуддинс Ф. Г., который в книге «Теория социализации» (1887) рассматривает его следующим образом «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [10].
Позднее Парсонс Т. американский психолог предложил, рассматривает данный термин в рамках раскрытия процесса «очеловечивания человека», т. е. «вхождения» его в социум, приобретение и усвоение индивидом характерного общественного опыта (знания, ценности, правила поведения, установки, формирующиеся в процессе жизнедеятельности. Как утверждает ученый, социализация – это процесс складывающийся объективно и обусловленный потребностью общества в создании собственного производства, совершенствования и развития (т. е. процессе взаимодействия человека с окружающей средой) [10].
Взгляды Парсонса Т. нашли свое отражение других науках: социологии (Мертон Р. и др., психологии (Эриксон Э., Гезелл А., Колберг Л. К., и др.) и культурной антропологии (Мид М., Бенедикт Р., Клакхон К. и др.) [10].
Существенным вкладом в теорию социализации выступили положения, отраженные в культурно - исторической концепции Выготского Л. С., совершенно изменившей взгляд на природу процессов социализации[15].
По мнению Выготского Л. С. социализация рассматривается как процесс восхождения низших психических функций к высшим, через интериоризацию, т. е. присвоение индивидом социального опыта, культурных знаков, раскрывающее непосредственное вхождение индивида в культуру. Но не следует забывать о том, что «любая функция в культурно-историческом развитии человека возникает дважды, в двух аспектах: во-первых, в социальном, во-вторых, в психологическом, как категория интерпсихическая, между людьми, после как категория интропсихическая внутри ребенка» [15], который происходит в процессе совместной общения и деятельности. «Ближайшим источником сотрудничество ребенка с другими людьми является развитие его внутренних индивидуальных свойств» [15].
Социализация – не может рассматриваться как пассивный процесс «напластования» на личность общественного опыта, проявляющегося в реальных достижениях человека, это процесс повторения маленьким человеком опыта практической самостоятельной деятельности через сотрудничество с взрослыми и сверстниками. Так же, приобретаемый дошкольником социальный опыт преломляется и реализуется в культуре через личностные индивидуальные достижения, что говорит о том, что культура находит свое реальное существование в индивиде. Такой подход культурно-исторической концепции говорит о преодолении дистанции между индивидуальным и социальным опытом, а так же раскрывает их интеграцию, рассматривая личность как субъект деятельности.
Я. Щепаньский польский социолог рассматривает социализацию как «целостное влияние среды на процесс приобщения человека к участию в жизни общества, формирует понимание культуры, поведение в коллективе, утверждение личности и выполнение многочисленных социальных ролей» [81].
Попытка дать обоснование термина «социализация» в российской науке была предпринята Парыгиным Б. Д. в шестидесятые годы двадцатого века. Ученый определяет социализацию как «многомерный процесс очеловечивания индивида, содержащий биологические предпосылки и непосредственное вхождение человека в общественную среду (социальное познание, взаимообщение, формирование навыков практической деятельности (предметный мир, интеграцию общественных ролевых функций, нормативно-правовых основ и обязанностей и др., активное переосмысление окружающей (природной и социальной) среды, качественное преобразование и изменение индивида, направленное на всестороннее и гармоничное его развитие» [66].
В социологическом справочнике под социализацией понимается «процесс и результат личностного формирования в процессе усвоения человеком норм и ценностей социального поведения, психологических меха-низмов, выступающих основой благоприятного функционирования индивида в социуме и определяет единство процессов приобщения к культуре, коммуникации и научения, при помощи которых индивид приобретает общественную значимость и умение принимать участие в жизни общества» [66].
Раскроем два основных компонента раскрывающих понятие социализация. Первый, рассматривающий социализацию как «процесс и результат», раскрывающий устойчивость «социализационной нормы».
Второй, рассматривающий социализацию как «формирование», отражающий влияние среды и затрагивающий процессы приобщения к куль-туре, общению и обучению.
По мнению Русакова Ю. Т. социализация это «процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культуры, коллективных представлений и вероисповедания и др.). Социализация – это результативный целенаправленный процесс формирования личности через воспитание и формальное обучение, стихийное воздействие на личность различных обстоятельств жизни» [6].
Таким образом, «социализацией предопределяется, во-первых, саморазвитие отношений человека, сохранение его целостной культуры, во-вторых, это комфортность проживания человека, его способность к самореализации в обществе» [6].
По мнению российского психолога Кона И. С., социализация - это «единство различных психолого - социальных процессов, включающая в себя осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова, но и спонтанно-стихийные, процессы, оказывающие влияние на формирование личности и помогающие ей усваивать систему знаний, норм и ценностей, и реализовывать себя как полноправного члена общества» [10].
Как указывает Г. М. Андреева социализация это двусторонний процесс направленный на усвоение человеком социального опыта через вхождение в социальную среду; это процесс активного воспроизведения системы социальных связей человеком посредством его активной жизнедеятельности в социальной среде[9].
Соответственно, под содержанием процесса социализации понимается процесс формирования личности, протекающий в трех аспектах: общения деятельности и самосознания и раскрывающий их единство[9].
Как утверждает Мудрик А. В. проблему социализации нужно рассматривать через призму концепции феноменологии развития и бытия личности, раскрывающей индивидуальное начало индивида, что говорит о социальной и уникальной личности. Помимо этого, ученых рассматривает процесс социализации личности через диалектическое единство внешних предпосылок и условий и внутренней позиции человека, возникающей в процессе онтогенеза[47].
По мнению Мудрик А. В. социализация рассматривается как развитие и самоизменения индивида в процессе формирования и воспроизведения культуры, через взаимодействие личности с направляемыми относительно и стихийно- целенаправленными условиями жизни в процессе взросления человека. Ученый указывает, что сущность социализации определяется единством приспособления и обособления индивида в условиях конкретного общества[47].
В контексте исследования считаем необходимым остановиться на рассмотрении таких понятий как «адаптация» и «социализация».
Многие ученые отождествляют эти два термина или связывают их друг с другом, хотя они по-разному предопределяют характер этого взаимодействия.
Как считает Растигеев А. П. [63], адаптация выступает действенным механизмом формирования качественно новой ступени социализации под которой ученый понимает необходимое условие адаптации, которая подготавливает адаптацию, так как адаптироваться к социуму сможет только социализированная личность.
Другая точка зрения рассматривает социализацию и социальную адаптацию как взаимосвязанный, но совершенно самостоятельный процесс, взаимодополняющий друг друга в процессе социального становления и формирования личности.
Как утверждает Андреева Г. М., социализацию можно рассматривать как двусторонний процесс: как процесс посредством вхождения в систему социальных связей и усвоения человеком социального опыта и как процесс активного воспроизведения социального опыта в процессе активной деятельности и включенности человека в систему социальных отношений.
Вышеизложенное говорит о взаимосвязи процессов социализации и адаптации, при этом раскрывая их отличительные черты. Единство данных понятий обозначено следующими критериями [10] :
- два процесса непосредственно связаны с формированием личности индивида,
- отражают активную позицию субъекта,
- связаны с усвоением и последующим воспроизведением социального опыта, усваиваемого в разнообразной деятельности, основанной на активности субъекта и как результат, проявляется в усвоении и воспроизведении социального опыта,
- задействуют внутренние и внешние факторы взаимодействия индивида со средой.
Детство – это значимый период в жизни человека (Каменский Я. А., Ушинский К. Д., Сухомлинский В. А., Флёрина Е. А., Тихеева Е. И., Аркин Е. А., Фрадкина Ф. И., Аксарина Н. М., Усова А. П., Менджерицкая Д. В., Маркова Т. А., Морозова Н. С. и др.) [47;64; 73], характерной чертой которого выступает процесс взросления ребенка посредством вхождения в социальный мир взрослых (освоение культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни, способность оценивать поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими). Формирование социальной компетентности у дошкольников - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает актуальные вопросы общества и образования. Острота проблемы обусловлена так же необходимостью формирования у ребенка дошкольного возраста присущих возрасту разнообразных социальных знаний, навыков и умений позитивного общения с окружающим миром на последующих этапах личностного развития.
С выходом ФГОС ДО (2013) особое внимание в образовательном процессе ДОУ уделяется разнообразным видам детской деятельности, как условие развития самостоятельности и творчества дошкольников, в основу которого положен культурологический и деятельностный подход (Л. С. Выготский, определяющий воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развитие его творческих способностей и наклонностей, защиту прав и здоровья ребенка [3].
ФГОС дошкольного образования ориентирует воспитателей на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников[3].
Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на развитие и позитивное воспитание ребенка, учёт личностных потребностей, активности, возможности развития разносторонних интересов, возможности на этапах обучения образовательной программы дошкольного образования.
Александр Асмолов - руководитель активной рабочей группы по созданию и воплощению Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова, рассказывает: «Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Главная задача стандарта дошкольного детства - это оказание поддержки разнообразия детства посредством создание условий социальной ситуации соучастия взрослых и детей для развития возможностей каждого ребенка. В итоге этого воплощения у детей появиться возможность осуществить развитие своей индивидуальности. Дети, по сути, очень неодинаковы. Они сильно отличаются от взрослых, и неподготовленным родителям трудно найти общий язык с ребёнком, педагогу с ребенком, и обществом в целом»[4].
Как указывает Веракса А. Н., «социальная ситуация развития может быть охарактеризована как система требований, предъявляемых «миром взрослых» к ребенку, и тех прав, которые ему этим «миром» предоставляются в которой у ребенка проявляется возможность не только осваивать социальный опыт, но и делать шаги в собственном развитии…» [14].
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста раскрыты в исследованиях ученых, отражающих становление форм общения детей 5-7 лет со сверстниками и взрослыми (Лисина М. И., Репина О. А., Рузская А. Г. и др.); содержание возрастного этапа «внутренняя позиция школьника» (Божович Л. И.) [8]; значение сюжетно ролевой игры на развитие личности дошкольников (Мухина В. С., Смирнова Е. О.); о значении психологической готовности детей 5-7 лет к обучению в школе (Гурьева Н. И., Дубровина И. В., Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. и др[23].
В практику педагогического образования наукой введены следующие понятия: «социально психологическая готовность дошкольников к школе» (Добрина О. А., Нагаева Т. Н. и др., «готовность к социальному взаимодействию» (Логинова Н. А., Харитонова Е. В. и др., «социальная компетентность» (Белоцерковец Н. И., Борисова О. Ф., Захарова Т. Н., Яппарова Г. М. и др., «коммуникативная компетентность» (Алифанова Е. М., Калягина Е. А., Чернышева Е. А. и др., «коммуникативная готовность» (Евдокшина О. В., Канунникова Е. О., Степанова Е. В. и др., «социальная (коммуникативная) одаренность» (Коломинский Я. Л., Чернышев А. С. и др.)[4; 17;25].
Впервые термин «социальная ситуация развития» был введен Выготским Л. С., содержание которого ученый рассматривает как базовые характеристики возрастного этапа развития, затрагивающие центральные психические новообразования и возрастные изменения, происходящие в психике дошкольников, взаимоотношения их с социальной окружающей действительностью, накладывающей отпечаток на развитие ребенка. Выготский Л. С. указывал, что любой развития ребенка определяется собственной социальной ситуацией[15].
Социальная ситуация развития - сущностная характеристика возрастного периода развития, по мнению Л. С. Выготским[15].
Социальная ситуация развития как необходимое и важное, очень специфическое для детского возраста взаимодействие между ребенком и окружающим миром, выделяет [15] :
1) объективное место каждого ребенка в целостной системе важных социальных взаимных отношений и необходимые ожидания и надежды, которые к нему предъявляются членами коллектива (А. Н. Леонтьев) [43];
2) важность осознания ребенком своей значимости в социуме и своих уникальных связей с обществом; выражается в терминах принятия - непринятия.
Социальная ситуация развития является условием, которое становиться необходимостью перед каждым ребёнком на определённом возрастном этапе ми задачами, разрешение которых и определяет главное наполнение психического развития в каждом возрасте. Достижения свойственного психического развития каждого ребенка в итоге конфликтует с прошлой социальной ситуацией развития, что становиться причиной ухудшения прежних и возникновения отношений с новой социальной средой, а, следовательно, к этой социальной ситуацией развития. Создавшееся отношение между этими новыми, более светлыми социальными возможностями и требованиями к каждому ребенку и его главными возможностями, разрешается это путем всевозможного развития главных психологических способностей. Итак, своеобразное упрощение социальной ситуации развития становиться существенным компонентом возрастных этапом развития.
Как много изменений и новообразований происходит в последнее время и мы, взрослые едва успеваем за темпом жизни, понимая, что нужно меняться самим: менять свой образ жизни, свои ценности, стиль деятельности, а ведь мы должны помочь нашим воспитанникам войти в современный мир такой сложный и динамичный.
Условия этой социокультурной среды и её важные особенности способны воздействовать на социальную ситуацию развития ребёнка дошкольного возраста, и на само его личностное развитие.
Современная социокультурная среда отличается такими особенностями как [41] :
1. Социальной зыбкостью общества, исчезновением языков, разным поведением и отношением к окружающим людям;
2. Агрессивной информацией, вредной для восприятия ребёнком;
3. Сложным техническим пространством, нарушением привычной системы воспитания и образования.
4. Загрязнением окружающей среды и негативным воздействием на здоровье ребёнка.
В таких условиях необходимо создать приемлемые условия в ДОУ для гармоничного развития ребёнка [41] :
1. Воплощать проект «Социально – коммуникативное развитие» совместно с другими формами образования.
2. Приучать ребё нка ориентироваться в любой среде: общаться с детьми в группе, избегать ссор с ровесниками, научиться управлять своими чувствами, не бояться остаться одним, побороть чувство обиды.
3. Развитие социальной компетенции.
Социальная компетентность человека - это умение добиваться своего общаясь с другими, быть доброжелательными в любой ситуации. Дети должны[41] :
- уметь выделить главное из полученной информации;
- не бояться задавать вопросы, получать нужную информацию;
- научиться делать какое-то дело совместно с коллективом;
- научиться принимать правильное решение.
4. Разработка и реализация интегративных познавательных маршрутов. Познавательные маршруты это всевозможные экскурсии для детей: по интересным историческим местам, хождение по выставкам, познавательные знакомства с интересными людьми: художниками, писателями, поэтами, участие во всевозможных массовых мероприятиях, муниципальных конкурсах, знакомство ребёнка с обычаями и традициями местности, где он проживает.
Ведущей установкой ФГОС ДО выступает проектирование условий социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста, как условие его позитивной социализации, всестороннего и гармоничного, нравственно-морального и познавательного личностного развития, с учетом характерных периоду дошкольного детства видов деятельности (амплификация, партнерских отношений с взрослыми и сверстниками, выстраиваемых на основе учета зоны ближайшего развития[3].
Позитивная социализация — это умение дошкольников вступать во взаимодействие с окружающими людьми, определять собственное поведение и деятельность, учитывая при этом, интересы и потребности окружающих людей.
Позитивная социализация - это формирование позитивного отношения к деятельности индивида к окружающей среде, развитие положительного самоощущения; это создание условий для эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста, расширение социального опыта.
В широком смысле под «позитивной социализацией» рассматриваются умения взаимодействия с окружающими людьми, достижение общих интересов, выстраивание собственного поведения и деятельности, учитывающей потребности и интересы других.
«Негативная» социализация – это процесс, противоположный «позитивной» социализации вследствие различных неблагоприятных условий.
Современная организация педагогического процесса направлена на создание условий, направленных на полноценное социальное развитие дошкольников : предоставление возможности проявить социальную мотивацию, способности самостоятельного выбора адекватной ситуации стиля поведения, совершенствования личных отношений с окружающими людьми.