Федоряк А Г
Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов
▼ Скачать + Заказать документы
В этой главе рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме коррекции агрессивного поведения младших школьников в образовательном учреждении.
Основу понятийного аппарата научных исследований в области агрессивного поведения составляют понятия агрессия, агрессивность, враждебность, гиперактивность.
Публикация «Проблема агрессивности в трудах отечественных и зарубежных психологов» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа психолога в ДОУ
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В теориях, которые объясняют природу агрессивности, существуют отличные друг от друга подходы. Некоторые из них:
Теория влечений. Одним из основоположников этой теории является 3. Фрейд. Он считал, что в человеке существуют два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривается как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека - любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является приводить все органически живущее к состоянию безжизненности. Это злоба, ненависть. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности связывается со стадиями детского развития. В частности отмечается, что фиксация на фальной стадии развития может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням. Фиксация на оральной стадии может привести к формированию упрямства, иногда переходящего в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу и мстительности.