Ксения Шайхутдинова Титлянова
Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе
Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации зависит от определенных факторов:
- индивидуальных психических, физических и личностных особенностей ребенка;
- программы дошкольной образовательной организации, санитарно-гигиенических условий в ДОО, воспитателя и т. д. ;
- целенаправленной предварительной подготовки ребенка к дошкольной организации в семье
Публикация «Проблема адаптации в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Проблема адаптации изучается в психологии и педагогике. В психологических исследованиях основное внимание уделяется адаптивным свойствам личности, особенностям адаптивных процессов и способам приспособления к окружающей среде. В педагогических исследованиях поднимаются вопросы социальной адаптации детей, рассматриваются средства и методы профилактики и коррекции неблагополучной адаптации, исследуется роль образовательных организаций и семьи в процессе адаптации.
А. В. Ажиев понимает под адаптацией «фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность» [Формирование личности происходит в результате вхождения в новую для нее социальную среду и успешной к ней адаптации.
По мнению С. В. Богдановой, адаптация представляет собой «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»
Ю. К. Бикбаев считает, что адаптация – это не только «приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию»
Д. Б. Эльконин понимает адаптацию как «процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях». По его мнению, адаптация – это не только «приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию».
Адаптация может носить позитивный (адаптированность) или негативный характер, выражающийся в стрессе. Для адаптированности характерны положительные изменения организма и психики человека. Д. Б. Эльконин отмечает, что адаптированный ребенок – это ребенок, «приспособленный к полноценному развитию своего мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в новой для него среде»
В свою очередь, дезадаптация является состоянием, противоположным адаптации. По мнению Н. Г. Дубровкиной, дезадаптация сигнализирует о нарушениях психологического равновесия ребенка, так как появляется из-за влияния на ребенка непривычных для него раздражителей в новых условиях. Она непродолжительна по времени и выступает неотъемлемым компонентом адаптационного процесса.
Однако если для ребенка характерно неадекватное поведение, нарушение психического состояния, неврозы, то в этом случае дезадаптация может привести к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, появлению негативных форм поведения
Адаптацию ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации К. А. Ламбина определяет как «процесс вхождения ребенка в новую для него среду и привыкание к ее условиям, а также результат качественных изменений состояния психики детей к изменившемуся образу жизни и деятельности»
По мнению М. Б. Беляевой, адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации может считаться успешной в том случае, если она «характеризуется комфортным психологическим состоянием, эмоциональной удовлетворенностью и внешней адекватностью поведения»