Михайлюк Наталья Владимировна
Приёмы развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух (ф/с) - способность к дифференцированному восприятию звуков речи - фонем, являющийся основой для овладения звуковой стороной речи.
Развитие ф/с положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. При системной работе по развитию ф/ с дети быстрее воспринимают и различают грамматическое оформление слов: приставки в олнокоренных словах, суффиксы, окончания слов и т. д. Несформированность фонематического восприятия ведёт к нарушению его высшей сиупени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, сло6ов и слов.
Публикация «Приёмы развития фонематического слуха» размещена в разделах
Наиболее благоприятным периодом для оазвития ф/с является возраст 4-5 лет. Но не смотря на такие возрастные огоаничения, заниматься развитием ф/с можно в любом возрасте с помощью занимательных игр и упражнений.
Формирование ф/ с осуществляется поэтапно:
* развитие навыка узнавания неречевых звуков;
* различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембра голоса;
* различение слов, близких по звуковому составу;
* дифференциация фонем;
* дифференциация слогов.
1. Восприятие неречевых звуков.
Слушаем звуки: бытовые (сиук, звон, скрежет.); природные (дождь, гром, ветер, голоса птиц и животных., музыкальные и т. д.
Первоначально работа осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, затем предмет убирают за ширму или экран. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается. Например: на столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колоколтчик, погремушка и т. д. Взрослый предлагает ребёнку прослушатт и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно толтко на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Аналогичная работа проводится с предметами, сделанными из различных материалов (стекла, пластмассы, железа.); затем нужно услышать, что делает взрослый (режет ножницами бумагу, мнет бумагу, рвёт бумагу, переливает воду и т. д); слушает, что звучит в стеклянных баночках (горох, крупа, камешки.).
Количество предметов увеличивается постепенно с трех до пяти. Упражнения проводятся до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
2. Различение слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, и тембр голоса.
Игра "лягушка". Цель: узнать по голосу, кто квакал. Сказка про Машу и трёх медведей (одна и та же реплика произносится поочерё дно различными по высоте голосом: Кто ел из моей чашки? Кто сидел на моем стуле? Кто спал в моей постели). Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука (А - плачет девочка, А - показывают горло врачу, А - поёт певица, А- качаем малыша, А - девочка укололась иголкой и т д.)
" Я знаю, что так звучит!".
3. Различение слов, близких по звуковому составу.
"Сигнальщики" - взрослый даёт ребёнку два кружка (красный и зелёный), если ребёнок услышит правильное название предмета, который изображён на картинке, то поднимет зелёный кружок, если неправильное - красный. Затем громко, медленно, чё тко произносит слова : баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т д.
Из 4 слов, отчётливо произнесённых взрослым, нужно назвать то, которое отличается от осталтных : канава-канава-какао-канава; ком-кот-ком-ком; буква-будка-будка-будка и т. д.
Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:
Мак-дом-ветка
( Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) и т. д.
"По порядку" - взрослый произносит в определённой последовательности слова, а ребёнок должен повторить их в этой же последователтности или выложить картинки (дом, ком, суп, сук, ветка и т. д.)
4. Дифференциация звуков.
" Песенки гласных звуков".
Проводится с использовани4м карточек. Взрослый поочерёдно демонстрирует карточки с изображением гласных букв и их "песенок" :
- Открываем мы глаза,
Вдох - и тянем долго (карточка с буквой А) А-А-А (песенка изображена прямой длинной чертой);
- Утром солнышко взошло
Снизу вверх мы тянем (буква О)О-О-О. (линия снизу вверх - голос звучит от низкой до высокой ноты);
- Днем по горкам едздим мы : Ы-Ы-Ы ( волнистая линия - меняем высоту голоса: то высоко, то низко);
- Ночью смотрим на звезду -
Сверху вниз слетает У-У-У (линия стрелочкой указывает сверху вниз);
- Завывает пурга
И не видно ни зги : И-И-И. и т. д.
4. Дифференциация слогов.
Послушай - повтори:
та-ка-па ба-да-га га-ба-да
ка-на-па ма-на-ва ка-фа-ха
фа-ка-ха па-ка-та ва-ма-на.
(то же с гласными О, У, Ы);
па-пя ма-мя ва-вя пы-пи ты-ти.
Па-тпа та-пта фа-тфа та-фта и т. д.
Пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты.
Пта- тпа пка-кпа фпа -пфа, кта-тка.
Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушатт, слышатт и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию ф/с позволяет сократить сроки коррекции и достичт желаемого результата по преодолению речевых нарушений.