Приложение МААМ

Приёмы развития фонематического слуха

Михайлюк Наталья Владимировна
Приёмы развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематический слух (ф/с) - способность к дифференцированному восприятию звуков речи - фонем, являющийся основой для овладения звуковой стороной речи.

Развитие ф/с положительно влияет на формирование фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. При системной работе по развитию ф/ с дети быстрее воспринимают и различают грамматическое оформление слов: приставки в олнокоренных словах, суффиксы, окончания слов и т. д. Несформированность фонематического восприятия ведёт к нарушению его высшей сиупени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, сло6ов и слов.

Публикация «Приёмы развития фонематического слуха» размещена в разделах

Наиболее благоприятным периодом для оазвития ф/с является возраст 4-5 лет. Но не смотря на такие возрастные огоаничения, заниматься развитием ф/с можно в любом возрасте с помощью занимательных игр и упражнений.

Формирование ф/ с осуществляется поэтапно:

* развитие навыка узнавания неречевых звуков;

* различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембра голоса;

* различение слов, близких по звуковому составу;

* дифференциация фонем;

* дифференциация слогов.

1. Восприятие неречевых звуков.

Слушаем звуки: бытовые (сиук, звон, скрежет.); природные (дождь, гром, ветер, голоса птиц и животных., музыкальные и т. д.

Первоначально работа осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, затем предмет убирают за ширму или экран. Постепенно количество звучащих предметов увеличивается. Например: на столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колоколтчик, погремушка и т. д. Взрослый предлагает ребёнку прослушатт и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно толтко на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Аналогичная работа проводится с предметами, сделанными из различных материалов (стекла, пластмассы, железа.); затем нужно услышать, что делает взрослый (режет ножницами бумагу, мнет бумагу, рвёт бумагу, переливает воду и т. д); слушает, что звучит в стеклянных баночках (горох, крупа, камешки.).

Количество предметов увеличивается постепенно с трех до пяти. Упражнения проводятся до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

2. Различение слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу, и тембр голоса.

Игра "лягушка". Цель: узнать по голосу, кто квакал. Сказка про Машу и трёх медведей (одна и та же реплика произносится поочерё дно различными по высоте голосом: Кто ел из моей чашки? Кто сидел на моем стуле? Кто спал в моей постели). Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука (А - плачет девочка, А - показывают горло врачу, А - поёт певица, А- качаем малыша, А - девочка укололась иголкой и т д.)

" Я знаю, что так звучит!".

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

"Сигнальщики" - взрослый даёт ребёнку два кружка (красный и зелёный), если ребёнок услышит правильное название предмета, который изображён на картинке, то поднимет зелёный кружок, если неправильное - красный. Затем громко, медленно, чё тко произносит слова : баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т д.

Из 4 слов, отчётливо произнесённых взрослым, нужно назвать то, которое отличается от осталтных : канава-канава-какао-канава; ком-кот-ком-ком; буква-будка-будка-будка и т. д.

Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

Мак-дом-ветка

( Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка) и т. д.

"По порядку" - взрослый произносит в определённой последовательности слова, а ребёнок должен повторить их в этой же последователтности или выложить картинки (дом, ком, суп, сук, ветка и т. д.)

4. Дифференциация звуков.

" Песенки гласных звуков".

Проводится с использовани4м карточек. Взрослый поочерёдно демонстрирует карточки с изображением гласных букв и их "песенок" :

- Открываем мы глаза,

Вдох - и тянем долго (карточка с буквой А) А-А-А (песенка изображена прямой длинной чертой);

- Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем (буква О)О-О-О. (линия снизу вверх - голос звучит от низкой до высокой ноты);

- Днем по горкам едздим мы : Ы-Ы-Ы ( волнистая линия - меняем высоту голоса: то высоко, то низко);

- Ночью смотрим на звезду -

Сверху вниз слетает У-У-У (линия стрелочкой указывает сверху вниз);

- Завывает пурга

И не видно ни зги : И-И-И. и т. д.

4. Дифференциация слогов.

Послушай - повтори:

та-ка-па ба-да-га га-ба-да

ка-на-па ма-на-ва ка-фа-ха

фа-ка-ха па-ка-та ва-ма-на.

(то же с гласными О, У, Ы);

па-пя ма-мя ва-вя пы-пи ты-ти.

Па-тпа та-пта фа-тфа та-фта и т. д.

Пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты.

Пта- тпа пка-кпа фпа -пфа, кта-тка.

Восприятие материала в занимательной форме вызывает у детей желание слушатт, слышатт и различать. Систематическая, планомерная работа по развитию ф/с позволяет сократить сроки коррекции и достичт желаемого результата по преодолению речевых нарушений.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Приёмы развития фонематического слуха
Опубликовано: 14 августа 2020 в 13:11
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Михайлюк Наталья Владимировна (УИ 2387087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД