Кристина Коноваленко
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребёнка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.
Публикация «Привитие устойчивых навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
При создании ситуации развития для формирования и развития у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, педагоги ДОУ ставят перед собой ряд важных задач:
1. Познакомить детей с назначением дорожных знаков, научить их понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Закрепить и уточнить правила дорожного движения, назначение светофора.
3. Расширить знания детей о транспортных средствах.
4. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.
5. Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
6. Развивать внимание, самостоятельность, осторожность.
7. Воспитывать навыки личной безопасности.
8. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
9. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
В процессе организованной образовательной деятельности педагоги используют различные методы и приемы. Рассмотрим игровую деятельность. Например сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по городу»
Формирует навыки безопасного поведения на дороге. Способствует к использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности, воспитывает дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности, позволяет использование проблемных ситуаций в процессе игры.
Сюжетно-ролевая игра «Я шофер»
Расширяет кругозор детей о профессии шофера, даёт им новые впечатления через наблюдения. Расширяет знания о правилах дорожного движения: о поведении водителя и пешехода в условиях улицы. Закрепляет представления детей о назначении светофора, о работе регулировщика. Учит различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, разрешающие) предназначенные для водителя и пешехода.
Сюжетно-ролевая игра «Я - пешеход»
Формирует навыки безопасного поведения на дороге. Закрепляет названия некоторых видов транспорта, понятия: «дорога», «тротуар», «проезжая часть», их назначения. Помогает уточнить представление о назначении светофора, пешеходного перехода и т. д.
Решение проблемных ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» и т. д. - способствуют формированию культуры поведения на дорогах. Формирует осознанно-правильное отношение к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода. Учит детей различать дорожные знаки. Развивает свободное общение со взрослыми и детьми.
Дидактические игры: «Мы водители», «Подбери по цвету», «Наша улица», «Расположи правильно дорожные знаки», «Назови знак» - воспитывают самостоятельность, быстроту реакции, смекалку, учат соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением. Развивают коммуникативные навыки и речь.
Рассматривание плакатов, иллюстраций по безопасности дорожного движения, чтение произведений, например: Н. Носов «Автомобиль», Дружинина М. «Наш друг светофор», «Правила поведения на улице», «Правила езды на велосипеде», Иванов А. «Азбука безопасности», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т. д. помогает донести до детей важность данной проблемы, о том, что «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!».
Полученные знания и навыки способствуют более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.