ирина красавчикова
Экологическая викторина «Природа вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
• Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
• Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.
• Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.
• Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
Публикация «Экологическая викторина „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
• Воспитывать любовь к родной природе.
Словарная работа: дикорастущие, культурные, вяз, богомол, боровик, груздь, божья коровка.
Оборудование: магнитная доска с магнитами, буквы для выкладывания ответов на загадки, иллюстрации с зимующими и перелетными птицами, плакат с грибами, картинки с дикорастущими и культурными растениями, карточки с вопросами для двух команд, «загадочные объявления», две картины «Что напутал художник», корзина с цветами, подносы, призы.
Ход мероприятия
Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Волчата» (указывается капитан команды) и команда «Медвежата» (указывается капитан команды). Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Каждый правильный ответ будет оцениваться шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество цветочек и определим победителя игры. Итак, начнем:
Разминка команд. Игра: «Назови быстро».
Команда «Медвежата» : слушайте
1. Белобокая птица. (Сорока)
2. Какое растение может нас обжечь? (Крапива)
3. Новогоднее дерево. (Елка)
4. Время года, когда просыпается природа. (Весна)
5. Лошадь в тельняшке. (Зебра)
6. Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
7. Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Команда «Волчата» :
1. Дикий родственник свиньи. (Кабан)
2. Как называется жилище медведя? (Берлога)
3. Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
4. Красногрудая птица. (Снегирь)
5. Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
6. Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
7. Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
С разминкой команды справились. Переходим к первому заданию. Вы должны на слух по описанию узнать и назвать знакомые вам деревья. По три дерева каждой команде.
Команда «Волчата».
– Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)
– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)
– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)
Команда «Медвежата».
– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)
– Шероховатые листочки этого дерева состоят из разных по размеру половинок. Необычна и древесина: твердая, упругая, от воды не коробится, когда высохнет – не трескается. А чурбаки из него получаются и вовсе волшебные: топором не расколешь – вязнет топор в древесных волокнах. (Вязь.)
– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)
Второе задание: Блиц-конкурс «Назови лишнее слово».
«Медвежата» :
1. Клен, липа, береза, ель, тополь.
2. Белка, медвежонок, лиса, волчица.
3. Стрекоза, комар, муха, щука, кузнечик.
«Волчата» :
1. Рябина, сосна, черемуха, тюльпан.
2. Грач, акула, камбала, скумбрия.
3. Лиса, корова, еж, заяц, волк.
Внимание! Переходим к конкурсу капитанов.
Отгадай загадку и напиши ответ. (Выложить ответ из букв.)
«Волчата» :
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
«Медвежата» :
В гору бегом
С горы кувырком. (Заяц.)
Пока капитаны работают, мы с вами будем читать сказочные объявления: вы должны догадаться какое животное написало объявление:
1. Помогу всем, у кого сломался будильник! (Петух.)
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
3. Я самая обаятельная и привлекательная Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! Настоятельно прошу: называть по имени и отчеству! Патрикеевной не называть! (Лиса.)
4. Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
5. Тому, кто найдет мой хвост: оставьте себе на память. Я успешно рощу новый! (Ящерица.)
6. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Змея.) Так, посмотрим, как капитаны справились со своей задачей. Молодцы. Кладу по одному цветку на подносы. А сейчас давайте немного отдохнем!
Ведущий.
Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)
Пробирайся осторожно –
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. (Ходьба.)
Четвёртое задание. Выбрать зимующих и перелетных птиц.
Воробей, галка, сорока, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль.
«Волчата» : зимующие птицы.
«Медвежата» : перелетные птицы.
Пятое задание. «Назови гриб». (По пять грибов.)
Сыроежка, груздь, масленок, рыжик, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, волнушка, опята.
Шестое задание. Рассказы о волке и медведе.
Волк – это хищник. Он может быстро и долго бежать. Большой, мохнатый хвост держит прямо. Это очень опасный и сильный зверь. Волки живут семьями, они хорошие родители. Волки очень любят пить воду, поэтому живут возле речек или ручьев, озер. Волк – это санитар леса, его дом – называется логово.
Медведь: тоже хищник. Это большой и сильный зверь, бегает очень быстро. Ловко лазает по деревьям. Медведь – всеядное животное: ест травы, корни растений, желуди, орехи, мед, насекомых, червяков, птиц, нападает на домашних животных. На зиму забирается в берлогу, спит до весны. Зимой в берлоге рождаются медвежата: 2 или 3.
А сейчас давайте поиграем в игру «Маленькая птичка».
Надо внимательно следить куда полетит птичка (указательный палец правой руки). Не поворачивая голову, следить одними глазами: вправо, влево, вверх, на нос, вперед.
Седьмое задание: природа красива в любое время года, поэтому художники любят рисовать ее. Наше следующее задание: рассматривание картин: «Что напутал художник?»
В заключение чтение стихотворения ведущим:
«Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. Подсчет очков, награждение. Победила дружба. Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.