Ирина Черновская
Проект «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА
тип - педагогический;
по характеру содержания - сотруднический;
по характеру контактов – открытый;
по продолжительности – долгосрочный.
Введение
Актуальность
Два мира, мир человеческий и мир природы пересекаются и накладываются друг на друга.
Идя по лесу, мы то и дело вторгаемся в жизненное пространство несметного числа разных живых существ, пересекаем невидимые нами границы. Мы среди них, часто совсем их не видя.
Мы – рядом и совершенно раздельно: что важно для них, совсем неважно для нас. Мы часто ничего о их жизни не знаем, а еще чаще не хотим знать.
Н. Сладков
Публикация «Проект „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
Отношения между человеком и миром природы - острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «КРИЗИСНЫМИ» из-за отсутствия у человека экологической культуры. Хищническая и бесконтрольная производственно-техническая, личностная активность человека по отношению к природе обрывает естественные связи с ней, оборачиваясь гибелью, истощением, разрушением природных ресурсов и условий человеческого существования, а также ведет к оскудению духовных связей человека с природой. Природа для человека должна быть не только полем деятельности, арсеналом средств потребления, но и быть нечто большим: родным, близким, живым. Мы просто обязаны развить в себе способность и потребность относиться к ней как к суверенной ценности, соразмерять Свое существование с полнотой её жизни.
Человеческое отношение к природе - это отношение любви.
Человек, воспитываемый и окруженный любовью, умеющий любить себя и других, способен чувствовать сердцем, творить добро, быть чутким и милосердным к миру природы и людей.
Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры. Дошкольное детство – это первая ступенька приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте – это первая школа осознания ребенком себя, как частички природы. Самое главное — в процессе экологического образования у детей развиваются личностные качества ребенка (любопытство, любознательность, творческая активность, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Экологическое образование — это огромный пласт в образовательной деятельности дошкольной организации, который нельзя отделить от всего процесса работы с детьми. Оно «как воздух» — его может и не быть видно, но все точно знают, что оно есть и «проникает» во все образовательные области и во все виды деятельности
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников образовательных отношений:
непосредственно-образовательная деятельность;
опытно-экспериментальная деятельность;
поисково-исследовательская деятельность;
игры, развлечения;
наблюдения и экскурсии;
сотрудничество с родителями;
природоохранные акции.
Подкрепленная законодательная база:
"Конвенция о правах ребенка" Принята 20 ноября 1989 года. На территории нашей страны вступила в законную силу 15 сентября 1990 года.
Федеральный Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков] — М. : Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды»
Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Проблема экологического образования является чрезвычайно актуальной для настоящего времени она сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации образовательного процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на становление начал экологической культуры личности, развитие экологического сознания, мышления. Следовательно, нам педагогам совместно с родителями надо совершенствовать эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для их здоровья.
Новизна проекта
Современное содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. В «Профессиональном стандарте педагога» утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 года №544н педагог развивает у обучающихся познавательную активность самостоятельность, инициативу.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели дошкольного образования, и одной из целей ФГОС ДО является развитие личности дошкольника, его познавательных способностей. Познавательное развитие (п. 2.5ФГОС ДО предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы)
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и развития, период совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Разработчик ФГОС ДО Асмолов А. Г. неоднократно подчеркивал, что «Стандарт дошкольного образования – это Стандарт условий». Таким образом, через создание условий для реализации экологического проекта позволит раскрыть потенциал ребенка. Создать условия для развития основ экологической культуры, экологического сознания детей можно лишь при личностно-ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Проект позволит детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру. Внутри проекта прослеживается интеграция всех образовательных областей и различных видов деятельности. Все формы работы в проекте стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
ГИПОТЕЗА
Если в ДОУ будут обеспечены максимально благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты
Проект «Мир вокруг нас» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, не традиционностью форм сотрудничества детей и взрослых.
Подходы и принципы:
• непрерывности и преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности;
• интеграции образовательных областей, которая позволяет ребенку охватить не только конкретное содержание отдельных направлений, но и целостную картину мира;
• развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
• формирования универсальных для последующих уровней образования способностей (рефлексии, коммуникативности, самооценки и т. д.);
• предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
• рационального сочетания разных видов детской деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
• обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
• отношения к ребенку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
• сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Создание оптимальных условий для становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающему миру и к своему здоровью.
Задачи проекта :
Образовательные:
Расширить и систематизировать элементарные географические, естественнонаучные и экологические представления дошкольников.
Формировать у детей первоначальные компетенции экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Развивающие:
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
Развивать любознательность, творческий потенциал воспитанников.
Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные:
Воспитывать патриотизм, чувство ответственности за свои действия в природе, желания принимать участие в природоохранной деятельности.
Повысить экологическую грамотность педагогов и родителей их профессионализм в области экологического образования дошкольников
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дети
У детей будут сформированы элементарные экологические представления и культура поведения в природе.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника,
повышение профессионального мастерства
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится РППС в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители
Обогащение уровня экологических компетенций родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах
Этапы и содержание деятельности по реализации проекта
«Мир вокруг нас»
Этапы сроки Мероприятия ответственный
1. Этап 2013-2014год
Информационно-аналитический
Анализ содержания образовательной работы по экологическому образованию дошкольников
Цель : создание условий для
выявления профессиональной компетенции воспитателей по экологическому образованию дошкольников.
Уровня сформированности экологических компетенций воспитанников ДОУ.
Заинтересованности родителей в экологическом воспитании детей Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии»
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Экологическое образование в семье»
Анкетирование педагогов «Экологическая культура дошкольника»
Устные беседы
Наблюдения
Интервьюирование
Информирование коллектива о запуске проекта Старший воспитатель
Черновская И В
2. этап 2014-2015год
Содержательно-практический Цель: Создание условий для
повышения эффективности образовательного процесса по экологическому воспитанию дошкольников Создание творческой группы педагогов.
Подбор и изучение программно-методического материала по направлению работы.
Обогащение раздела методической литературы по экологическим вопросам охраны природы и краеведению
(книги, журналы, буклеты)
Составление подборки материала для формирования основ экологической культуры с помощью народных традиций (Книги, стихи, потешки, загадки, народные приметы)
Совершенствование эколого- развивающей среды в группах для активного привлечения детей в целях реализации проекта (центры природы, мини-лаборатории).
Знакомство с новыми технологиями и опытом других ДОУ города региона:
Старший воспитатель
Черновская И В
Добровольская А. А.
Бушмина М. В.
Горожанкина Н. Н.
Работа с детьми
НОД
опытно-экспериментальная деятельность;
поисково-исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
игры, развлечения;
наблюдения и экскурсии;
природоохранные акции;
участие в конкурсах
экологические праздники. Старший воспитатель
Воспитатели всех групп
Работа с педагогами
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
«Игровые технологии в экологическом воспитании»
«Прогулки источник мысли»
«Дошкольник и экология»
«Роль семьи в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»
Семинар – практикум «Экологическая гостиная»
Мастер–класс
«Комнатные растения»
«Коллекционирование» (мир насекомых)
Педсовет
Тема «Взаимодействия человека с природой»
Самиздат буклетов для родителей
«Экологическое воспитание. Опыты»
«Куда деть мусор?» Старший воспитатель
Черновская И В
Добровольская А. А.
Бушмина М. В.
Горожанкина Н. Н
Работа с родителями
Информирование родителей через СМИ, через сайт
Круглый стол «Природа и мы»
Семинар – практикум «Не просто сказка»
Совместные акции с родителями «Сделаем свой участок чистым»
«Мы друзья природы»
«Пусть будет чисто на земле»
«Птицы - наши друзья»
«Вырасти цветок для клумбы»
«Очистим природу от пробок»
Создание листовок «Пусть город будет чистым»
Конкурсы
«Меньше отходов – лучше природе»
«Чудеса с грядки»
«Вторая жизнь вещей»
городской конкурс социальной рекламы «Мы за чистый город».
Консультации
«Экология здоровья»
«Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»
«Не рвите цветы не рвите»
«Правила, которые все должны знать»
«Мир на моей ладони»
«Лекарства с грядки»
«Играя, познаем природу» Старший воспитатель
Воспитатели всех групп
3 этап 2015-2016 год
Рефлексивно-диагностический
Цель: Аудит образовательного процесса по экологическому образованию Анкетирование родителей
Анкетирование педагогов Устные беседы
Наблюдения
Интервьюирование Старший воспитатель
Воспитатели всех групп
Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
Педагоги
Родители
Дети
Музыкальный руководитель
Программы и педагогические технологии:
«Основная образовательная программа МКДОУ д/сада № 497», разработанная на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Ф. Васильевой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013г. № 1155.
СанПиН 2.4.1.3049-13;
Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»;
картотека дидактических игр;
картотека опытов и экспериментов;
картотека прогулок;
картотека наблюдений;
подборка художественных произведений;
сценарии развлечений;
методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности);
библиотечка «Юного эколога»;
Материально-техническая база:
- Развивающая предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям;
- центры природы в группе, опытническая лаборатория;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое обеспечение:
• методическая литература;
• периодическая печать;
• материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта :
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов;
• Публикации в газетах и журналах.
• Электронная библиотека.
Вывод: необходимость совершенствования образовательной деятельности по формированию у дошкольников основ экологической культуры, практической компетенции, развития гуманно-деятельного отношения к природе.
Аудит компетентности родителей в вопросах экологического образования детей
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семьях было проведено анкетирование «Экологическое воспитание в ДОУ и семье».
Организационно-аналитический этап
В результате анкетирования были получены следующие данные:
в 10 % семей отмечено заинтересованное отношение к проблеме экологического воспитания детей.
Родители вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Проявляют высокую активность, личную заинтересованность в данной проблеме.
В 20 % семей наблюдается техногенное отношение.
В этих семьях осознается важность экологического воспитания, но
родители не проявляют личной заинтересованности и активности.
В 70 % семей преобладает аморфное отношение к проблеме экологического воспитания ребенка.
Родители не уделяют должного внимания формированию у детей экологической культуры, знаний о родной природе. Не проявляют желания вести совместную работу с педагогами по экологическому воспитанию, активности и личной заинтересованности.
Вывод: необходимость организации экологического просвещения родителей воспитанников, а также повышение заинтересованности в экологическом воспитании детей
ВЫВОДЫ: таким образом, проводимая работа по экологическому просвещению родителей способствовала повышению педагогической культуры, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи.
ВЫВОД: в результате реализации плана работы по повышению профессионального мастерства педагогов в вопросах экологического воспитания наблюдается повышение деловой инициативы, компетентности педагогов в организации экологической деятельности с детьми и родителями ДОУ.
ВЫВОДЫ: таким образом, работа по реализации проекта, обеспечила согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по воспитанию экологической культуры дошкольников, позволила нам выйти на следующие результаты:
- в ДОУ создана соответствующая требованиям развивающая предметно-пространственная среда, научно-методическая и материально-техническая база для экологического образования дошкольников;
- систематизирована работа методической службы ДОУ по экологическому образованию дошкольников.
- качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации экологического образования дошкольников.
- проводимая работа по экологическому просвещению родителей способствовала повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации проекта «Мир вокруг нас» :
У детей сформированы:
элементарные экологические представления и культура поведения в природе.
любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине;
уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
уважение к родителям;
ценность здорового образа жизни;
уважение к труду;
целеустремленность и настойчивость;
ценность красоты;
уважение культурных традиций народов;
ценностное отношение к природе и природным ресурсам;
интерес к явлениям и объектам природы, они научились экспериментировать, анализировать и делать выводы
Педагоги приобрели новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысили свое профессиональное мастерство, экологическую культуру, мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Повысилась экологическая культура родителей, появилось понимание необходимости в экологическом образовании и воспитании детей. Обогатился уровень экологических компетенций родителей.
Родители активные участники образовательного процесса в ДОУ.
Совершенствовалась развивающая предметно - пространственная среда в группах и на территории ДОУ.