Марина Бурлакова
Экологический проект «Природа вокруг нас» для младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологическое воспитание дошкольников - является важной и неотъемлемой частью воспитания детей. Мир природы очень богат и прекрасен и все его великолепие нужно донести до ребенка
Публикация «Экологический проект „Природа вокруг нас“ для младшего возраста» размещена в разделах
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
Большинство современных детей редко общается с природой, а если общаются, то порой не знают, как нужно себя вести. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям нужно предоставить дополнительную возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ОБУСЛОВЛЕНА :
• Недостаточно развитыми на данном возрастном этапе у детей наблюдательности, внимания, неумением устанавливать простейшие причинно – следственные связи
• Нарушением детьми правил поведения в природе, ввиду отсутствия необходимых знаний
• Отсутствием внимания родителей к экологическому воспитанию детей.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА :
• «Природа вокруг нас»
ВИД ПРОЕКТА :
• групповой, краткосрочный ( 1 месяц: сентябрь 2017 г.)
• познавательно-информационный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• дети младшей группы, воспитатели, преподаватель музыки, физкультуры, родители
ОБЪЕКТ ПРОЕКТА :
• воспитательно – образовательный процесс, направленный на формирование элементарных экологических знаний детей о природе
ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
• воспитание гуманного, бережного отношения к природе, умение видеть ее красоту
ЦЕЛИ:
• Формирование элементарных экологических знаний об объектах природы и гуманного отношения к ней.
• Формирование элементарных экологических знаний об объектах природы и гуманного отношения к ней.
• Создание благоприятных условий на территории детского сада, группы для экологического воспитания детей.
• Знакомство с разными объектами природы.
ЗАДАЧИ:
• Формировать начала экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
• Познакомить с объектами природы, характерными особенностями природных явлений (опадают листья, выпал первый снег, похолодало и т. п.)
• Воспитывать бережном отношении к природе, учить обращать внимание на ее красоту
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
• Сформированный у детей интерес к явлениям природы.
• Наличие представлений о бережном отношении к природе, умение видеть ее красоту.
• Желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ОУ,укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• I этап. Подготовительный
• II этап. Основной
• III этап. Обобщающий
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Цель: определить готовность к участию в работе по развитию экологических навыков детей дошкольного возраста
• 1. Анализ программно-методического обеспечения
• 2. Анализ развивающей среды
• 3. Опрос детей
• 4. Консультирование родителей
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Цель: Создание условий обеспечивающих эффективность воспитательно-образовательного процесса, направленного на реализацию задач экологического развития детей
• 1. Развивающая среда
• 2. Работа с детьми
• 3. Работа с родителями
III ЭТАП. ОБОБЩАЮЩИЙ
Цель: анализ результатов педагогической деятельности; соотнесение их с поставленными целями; обобщения и выводы
• 1. Анализ опроса детей
• 2. Результаты анкетирования и бесед с родителями
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• подбор иллюстративного материала по теме
• подбор литературы по теме
• подбор дидактических игр по экологии
• оформление уголка природы, мини музея: «Сибирь- мой край родной», в группе
• наблюдение в природе на прогулке
СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ:
• анкетирование родителей по теме
• консультация «Экологическое воспитание детей в семье», «Куда отправиться в выходной с ребёнком»
• совместное творчество родителей с детьми из природного материала
• приобщение родителей в образовательный процесс группы (роль сказочных персонажей)
• помощь родителей при пополнении уголка природы и мини музея группы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ:
Преподаватель музыки
• разучивание песен: «Листопад»,
• «Ах, какая осень»
• танцев: «Весёлый огород», танец с осенними листьями
Преподаватель физкультуры
• разучивание подвижных игр: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик»…
• игровых упражнений: «Зайцы скок, скок…», «Ветер тихо клён качает…»…
1 НЕДЕЛЯ. ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БЕРЁЗОВОЙ И ЕЛОВОЙ АЛЛЕЯМ ДЕТСКОГО САДА»
Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам.
• Познавательная беседа во время проулки.
• Подвижная игра: «Ветер дует мне в лицо.», «Мой листочек золотой…»
Развитие трудовых посильных навыков
• Сбор опавших листьев, шишек для наблюдений и работ с природным материалом
Знакомство с правилами поведения на участке д/сада и во время экскурсий.
• Рассматривание папки-передвижки: «Правила поведения в лесу»
Создание творческого продукта изобразительной деятельности
• Выставка детских работ: «Осенние листочки», «В лесу родилась ёлочка»
2 НЕДЕЛЯ. ТЕМА: «НАШИ ЦВЕТНИКИ»
Воспитание интереса и желание любоваться объектами природы (цветами на клумбах, бережного отношения к природе
• Познавательная беседа и наблюдения во время проулки
Формирование желания изучать объекты живой природы
• Сбор сухоцветов для пополнения уголка природы
Учить выполнять небольшие поручения педагога по уходу за растениями на клумбе
• Уборка уже отцветших растений с клумбы
Создание творческого продукта изобразительной деятельности
• Аппликация: «Украшаем клумбу красивыми цветами»
3 НЕДЕЛЯ. ТЕМА: «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА?»
Знакомство детей с овощами и фруктами. Воспитывать благородное чувство к природе
• Экскурсия на огород ш/сада
Формирование представлений детей об окружающем мире
• Дидактическая игра «Третий лишний», «Овощное лото»
Закрепление знаний об овощах, умение ориентироваться в пространстве
• Подвижная игра «Мой весёлый огород»
Приобщение родителей в образовательный процесс группы (роль сказочных персонажей)
• Роль «осени» на занятии сыграла Екатерина Васильевна, мама Насти Юрьевой
Содействие взрослых и детей в жизни ш/сад
• Участие родителей и детей в осенней ярмарке «Урожай 2017»
4 НЕДЕЛЯ. ТЕМА: «УГОЛОК ПРИРОДЫ ГРУППЫ»
Познакомить детей с комнатными растениями, развивать желание ухаживать за ними
• Беседа, рассматривание комнатных растений
Учить работать с календарями погоды и времён года
• Самостоятельная деятельность детей
В игровой форме познакомить с природным и дидактическим материалом, домашними и дикими животными
• Подвижные игры: «Лохматый пёс», «У медведя во бору»…
• Игры экологической направленности(«Чей малыш», «Семья», музыкальная игра «кто как кричит»…
Знакомство с мини музеем группы «Сибирь – мой край родной»
• Пополнение родителями музея новым игровым материалом
Итоговое мероприятие: развлечение: «Осенние посиделки» с играми, танцами, песнями, чтениями стихотворений.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Улучшились следующие показатели:
• использование дошкольниками усвоенных знаний в в различных видах деятельности.
• изменение качества умственной деятельности (умение видеть сходства и различия, умение группировать).
• повышение уровня познавательных способностей детей.
• осознанное правильное отношение детей к природе, желание ухаживать за объектами природы
ВЫВОД:
Данный проект имеет положительный результат, не только в информационном плане, но и социально – коммуникативном:
-- Дети научились делать небольшие самостоятельные выводы своих наблюдений.
- Получили достаточный объем информации об объектах природы.
- Усвоили необходимость бережного отношения к окружающему вокруг нас.
- Имеют устойчивое представление правил поведения в природе.
ЛИТЕРАТУРА:
• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми» :практическое пособие для воспитателей и методистов, г Воронеж.
• Горькова Л. Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» г. Москва ООО «ВАКО» 2005 г.
• Нищаева Н. В. Картотека подвижных игр, физкультминуток, упражнения, пальчиковой гимнастики. - С-Петербург. Детство-пресс 2009 г.
• Прохорова Л. Н. «Экологическое воспитание дошкольников» Москва. АРКТИ. 2010.
• Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва «Просвещение» 1976 г.
• Тарабина Т. П. «И учёба, и игра: природоведение» Ярославль «Академия развития» 1997 г.
• Шорыгина Т. А. «Домашние животные. Какие они?», «Какие звери в лесу?», «Какие месяцы в году?» Издательство ГНОМ и Д 2008 г. г. Домодедово.