Наталья Молокишан
Доклад «Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе дошкольные образовательные организации с учетом реализации собственной образовательной программы должны осуществлять приобщение воспитанников к общекультурным и национально-значимым ценностям, к русским народным традициям, способствовать формированию общей базовой культуры личности ребёнка.
Публикация «Доклад „Приобщение старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном образовании приобщение детей к русским народным традициям связаны с ознакомлением с народной художественной культурой - неотъемлемой частью народной культуры.
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры прежде всего своей малой Родины. Вопросы познания и присвоения культуры изучались Э. А. Баллером, М. И Богомоловой, Э. В. Ильенковым, А. В. Каменец, Ю. А. Лукиным, Э. Ю. Соловьевым и др.
В исследованиях по проблемам нравственно-патриотического воспитания дошкольников Р. С. Буре, С. А. Козловой, Е. И. Корнеевой, С. Н. Морозюк, В. Г. Нечаевой. Э. К. Сусловой и др. убедительно показано, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни, включая народные традиции, при условии эффективного отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов, осознанного отношения к окружающему миру.
В последние годы существенно возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей дошкольного возраста с родной культурой и национальными традициями, разработаны и внедряются пособия и специализированные программы по приобщению детей к истокам русской национальной культуры (А. Б. Измайлова С. А. Козлова, М. Б. Кожановой, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и др.)
В тоже время существует противоречие между потребностью общества в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций и недостаточной разработанностью теоретического обоснования этой деятельности и её состоянием на практике. В большинстве дошкольных организаций отсутствуют необходимые педагогические условия для данной деятельности. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества. Актуальность данной проблемы определила цель моего исследования.
Цель исследования: определить педагогические условия повышения эффективности образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций.
Объект исследования: образовательная деятельность по приобщению старших дошкольников к русским народным традициям в детском саду.
Предмет исследования: процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций
На основе изучения и анализа ФГОС дошкольного образования, программных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме были решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы проблемы приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций; изучены и освещены подходы разных специалистов в области философии, истории, этнографии, психологии, этики, социологии, педагогики к пониманию русских народных традиций в научной литературе как сложному, многоаспектному социальному явлению.
Новые социокультурные требования порождают новые идеи, которые выражают новые ценностные ориентации, представленные в области образования в качестве педагогических задач.
Так же выявлены основные направления образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций : создание предметно-пространственной развивающей среды как атмосферы национального быта средствами музейной педагогики (Русская изба, этнические мини-музеи старины и т. д.); традиционные и обрядовые праздники; русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы, поговорки и т. п.); русские народные игры; русское народное искусство (народные промыслы, декоративно-прикладное искусство); художественная литература; народная игрушка, национальная кукла, русский народный костюм, народная музыка и музыкальные инструменты и др.)
В процессе опытно-экспериментальной работы (на этапе констатирующего эксперимента) была решена задача исследования: провести педагогическую диагностику и изучить уровень знаний старших дошкольников (6-7 лет) о русских народных традициях.
С этой целью использовались 4 диагностических задания по методикам из книги «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу /Под редакцией Т. С. Комаровой, О. А Соломенниковой.
Задание №1 «Вернисаж»;
Задание №2 «Подбери книги друг другу» по фольклору;
Задание №3 «Найди русский народный костюм»;
Задание №4 «Русские народные игры».
Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий осуществлялся в соответствии с разработанными авторами показателями, уровнями (высокий, средний, низкий) и критериями оценки данных уровней
по 3 – балльной системе: высокий уровень – 3 балла; средний уровень – 2 балла; низкий уровень - 1 балл.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента, результаты педагогической диагностики по изучению уровня знаний детей 6-7 лет показали, что только 20% детей обладают высоким уровнем знаний в области традиций русской народной культуры, у большинства дошкольников (80% детей) преобладает средний и низкий уровень. Это свидетельствуют о необходимости поиска наиболее оптимальных форм, методов и средств работы с дошкольниками в приобщении их к русским народным традициям. Поэтому дальнейшая работа была посвящена поиску наиболее эффективной методики работы по приобщению старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций, здесь решались задачи:
-Определить педагогические условия и систему образовательной деятельности с целью повышения эффективности приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в детском саду.
С этой целью их решения, нами был разработан комплекс мероприятий в форме перспективно-тематического плана на учебный год по активному внедрению русского этнокультурного компонента в работу с детьми старшего дошкольного возраста. План разработан с учётом принципа сезонности, его основные разделы отражают времена года (осень, зима, весна) и представлен тремя разделами:
Раздел I «Восенушка – осень» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Раздел II «Зимние узоры» (декабрь, январь, февраль)
Раздел III «Весна красна цветами» (март, апрель, май).
Изучение и анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме, опыта работы педагогов, результаты, проведённого эксперимента, позволили нам сформулировать педагогические условия, способствующие, на наш взгляд, повышению эффективности приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в условиях дошкольных организаций.
- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре и традициям в реализацию базовой комплексной образовательной программы;
- определение базовых направлений в работе по приобщению их к русским народным традициям с учё том регионального компонента Московской области:
Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву (матрёшки) и т. д.
- сотрудничество и совместная деятельность родителей и педагогов, по приобщению детей к русским народным традициям;
- использование разных форм организации деятельности детей (на занятиях, в игре, свободной деятельности) и разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; народные игры, русские народные сказки, народная игрушка и куклы в национальных костюмах; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи).
- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении и личностно – ориентированного способа общения взрослого с ребёнком.
- профессиональная компетентность воспитателя его личная заинтересованность в осуществляемой работе;
- обязательное ознакомление детей с истории возникновения каждого из видов народного искусства или промысла, с образцами изделий;
- разнообразие и вариативность содержания и форм образовательной деятельности с детьми;
- создание необходимой развивающей предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ: Русская изба, Мини-музей народной старины.
Хорошо, если собирается, обобщается и систематизируется материал по народному календарю, по национальной кухне, по народным праздникам, играм, собирается наглядно-иллюстративный материал и др. В группах может быть создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству :
- тесное сотрудничество педагогов с родителями в работе по приобщению детей к русским народным традициям; привлечение родителей к сбору материала для творческой деятельности детей, к созданию и оформлению «Русской избы». В нашем ДОУ в группах уже созданы этнические мини-музеи.
При реализации намеченного комплекса мероприятий за основу взяты конспекты занятий и других видов детской деятельности из программы Соломенниковой О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством».
Планируемые результаты реализации комплекса мероприятий по приобщению детей к русским народным традициям :
• Дети имеют обобщенные знания об устном народном творчестве, традициях и истории, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, русских народных играх, о быте на Руси.
• Имеют представления о русском декоративно – прикладном искусстве,
• умеют отличать особенности, характерные для каждого вида росписи;
• Знают народные промыслы Московской области
• Осознают взаимосвязь русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
• Имеют знания о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках.
• Могут составить связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью.
• Умеют создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм, форму, симметрию.
• Умеют самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно в русские народные подвижные игры
Образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста, наполненная таким разнообразным содержанием и выстроенная в такой последовательности, позволит педагогам существенно повысить уровень знаний детей о русских народных традициях и повысить качество работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в целом.
Разработанный комплекс мероприятий и обозначенные необходимые педагогические условия, могут иметь практическую значимость для педагогов-практиков в решении задач повышения эффективности приобщения старших дошкольников к русским народным традициям в детском саду.
.