Maриам Надарян
«Приобщение детей к народным промыслам родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к народным промыслам родного края»(1сл)
На красоту ребёнок не обратит внимание, если ему не показать,не рассказать о ней.
Дети понимают идею тогда, когда оно воплощена в ярких образах.
В А. Сухомлинский
(2сл). Наша игрушка - не воинственная, а самая жизнелюбивая, праздничная и добродушная.
-Русская игрушка — уменьшенная копия мира взрослых. Это мечта о лучшем будущем - как сказка о счастливой жизни.
Публикация «„Приобщение детей к народным промыслам родного края“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-Костюмы у глиняных игрушек -это копии народных костюмов всех областей России.
(3сл) В русской народной глиняной игрушке отражена любовь к природе, ощущение родства с ней.
-Русская народная глиняная игрушка отличается своей самобытностью, она не однообразна, каждый промысел имеет свои особенности.
Во-первых, существует территориальное отличие состава глин:
-(4сл) у филимоновской игрушки - «синика»;
-(5сл) у дымковской игрушки - красная;
-(6сл) у хлудневской игрушки - «синика», но уже светлее;
-(7сл) у скопинской игрушки - белая и черная (рядом залежи угля).
Во-вторых, в зависимости от состава глины существует и тер-риториальное отличие форм и размеров глиняной игрушки, хотя всегда мерилом была и есть ладонь мастера в высоту и в ширину:
-(8сл) каргопольская игрушка - рыхлая припосаженная;
-(9сл) тульская игрушка - строгая, элегантная;
-(10сл) филимоновская игрушка — гладкая, вытянутая;
- (11сл)хлудневсая игрушка - чистая по поверхности, подтянутая.
Существует территориальное различие цвета:
- северные тона сдержанные, серебристые;
- цвета центральных районов России - яркие, золотистые, идет перемежение холодных и теплых тонов;
- южные тона - горят ярко, пламенеют красным цветом.
Цвет - важнейшее средство эмоционального воздействия на ре-бенка. В каждой российской губернии существовала своя цветовая гамма, состав красок, элементы росписи, и везде прослеживается связь с народным костюмом.
-(12сл) Существует интереснейшее отличие так называемых кистей для росписи:
- у «дымки» — это тряпочки-тычки;
- у «филимоновки» - это два связанных вместе куриных перышка;
- у «хлудневки» - это расщепленная соломина;
А какая интересная взаимосвязь прослеживается между про-мыслами!
-(13сл)У «каргополки» с «дымкой» похожие элементы росписи и символы. Оказывается, в XV веке царь Иван III выселил не-угодных и непокорных ему устюжан на берега Вятки, а среди них были и устюжанские гончары.
(14сл) Хлудневская - Филимоновская: эти области находятся ря-дом, поэтому похож состав глины «синики», и после обжига они тоже белые.
(15сл) Филимоновская - Тульская: мастера из деревни Филимоново переезжали в город Тулу, но не бросали свое занятие, а лепили игрушки в городе, только меняли тематику игрушек на город-скую.
- Вот сколько интересного таит в себе простая глиняная игрушка! А знаете, почему детям больше нравится лепить из глины, а не из пластилина?
Потому, что глина, особенно если ее обжечь, подолгу, довольно прочно сохраняет форму их «произведений», творений.
(16слайд)После работы с глиной руки у детей гладкие, приятные, шелковистые. Через глину дети познают Мать-природу, слива-ются с ней на миг творения и растворяются в ней не со злостью и отвращением, а с любовью и добрым желанием получить эмо-циональное удовольствие.
(17сл) Глина - природный материал, полезный для здоровья детей. Ведь на ладони находятся биологически активные точки нашего организма и дети обожают мять в руках пластичный комочек глины, активизируя тем самым эти точки.
(18сл) Очень важно вдохновить, заинтересовать ребенка, чтобы загорелись их глазки звездочками желания творить, ведь в дошко-льном возрасте у детей прямая потребность образно выразить свои впечатления от этого мира.
(19) Глина в этом первый помощник. Работа с глиной требует упорства доводить начатое дело до конца и формирует у детей :
1.(20) Чувство формы, размера, цвета материала - это пригодится в школе.
2.(21) Систематические упражнения пальцев рук при работе с глиной, по мнению специалистов, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, то есть развиваются умственные способности, дети учатся сравнивать и анализировать (аналитико-синтетическая функция коры головного мозга).
3. Истоки творческих способностей детей, как говорят, на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем они умнее, а кисть руки приобретает устойчивость – что очень важно при подготовке руки к школе.
4. Во время лепки происходит согласование межполушарных взаимоотношений головного мозга. Этим решается проблема левшей.
5. Уже в старшей и подготовительной группах дети получают много знаний, которые бурно усваиваются, а лепка дает детям возможность оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления об окружающем мире.
(22) Лепка и роспись напрямую связаны с важнейшими психиче-скими функциями: зрением, слухом, речью, мышлением, двига-тельной координацией, соединяют их и тем самым способствуют всестороннему развитию ребенка. Поэтому русская народная глиняная игрушка выступает в роли важного информационного и коммуникативного канала. В настоящее время доказано, что психика человека, лишенного в детстве возможности играть, развивается неполноценно. Можно, конечно, продолжать
воспитывать детей на искусственных игрушках: резиновых, пластмассовых, железных, которые они нещадно разрушают и разбирают на части, но можно и нужно дать детям прикоснуться к истинно природному материалу, дать возможность не разрушать и разорять, а создавать своими руками красоту да еще и подарить ее с любовью близкому человеку. И поверьте -ни одна такая игрушка не разрушится сознательно.
(23) Вполне очевидно, что не всем детям знакомы глиняные игрушки, возможно, многие из детей еще никогда не «встречались» с народными игрушками. В то же время, теперь во многих детских садах имеются народные игрушки и детей знакомят с ними, но в играх детей они не участвуют, а скорее используются, как художественно-дидактический материал, поэтому дети не воспринимают их как игрушки для игры.
Сейчас и в некоторых музеях детей знакомят с народными игрушками, но часто знакомство происходит через стёкла витрин, а это не даёт ребенку возможность ощутить игрушку как игрушку.
(24) Я решила познакомить детей с процессом изготовления глиняных изделий и для этого отправились в гончарную мастерскую по изготовлению «Никольской керамики» .
Почему Никольская спросите вы—потому,что рядом находится храм Николы Чудотворца, покровитела ремёсел.
(25) Здесь работают удивительные мастера народного творчества. Гончар- Олег Вячеславович Тюленов, от мастерства которого зависит работа всех лепщиков и художников. Кстати там работают родители наших детей- Новосельцева Светлана Владимировна и Нина Ивановна Белова.
В процессе наблюдения, я сделала определённые выводы, что большое значение в работе мастеров имеет гончарный круг.
0н устроен из столешницы в котором пристроен диск, на котором формируется изделие. Внизу столешницы находится разливной шланг,с помощью которого сливается жидкость и педаль
(ножный, с помощью которого регулируется скорость вращения круга.
(26) Также имеет значение разнообразие инструментов: стеки (нержавеющие, резиновые,зубастые)шило, губки, миски с водой, кисточки, обрезные струны (обычная и дугообразная) клепик для подрезания.
(27) Для начала наш мастер берет кусок глины, струной разрезает по величине изделия и для уплотнения глины и удаления воздуха сбивает при этом улучшается свойства глины, Здесь мастер уточняет -для начиняющих надо брать глину мягкую. А твёрдая глина даёт возможность сделать изделия с болей тонкой стенкой (для посуды).(28сл) Олег Вячеславович оцентрировал глину и лёгким нажатием на педаль включил круг. (29сл) Происходит проминка массы, центровка путём выжимания и вытягивания форму в конус. Обратите внимания на расположение рук -правой обхватывает массу и левой нажимает к себе. В работе гончара у круга все движения делаются к себе. (30) Мне показалось что, здесь нужны большие усилия, но как объяснил мастер - если технически правильно выбрана посадка,то усилия сильные не нужны. (31сл) Потому что в работе гончара ноги упираются в пол, руки на ноги, спина прямая и глине не остаётся ничего, как подчинятся действиям мастера. (32сл) Большим пальцем находит центр и указательным разводит глину к краю двигающего круга, на себя. Левая рука внутри стенки находится, а правая снаружи.
(33сл) Пальцы через глину примыкают друг друга и вытягивают изделие до нужной высоты. Донышко сосуда должна иметь толщину от 5 до 10 мм. (34)С помощью губки и стеки убирается лишняя влага. Стеками можно нанести насечку, необходимый рисунок. (35сл)Если форма сосуда высокая,то уменьшается обороты круга. Вот и почти готово. (36) Осталось подрезать ножку, делает это мастер с помощью лески: прижимая пальцами к плоскости диска,затем вымачивает обильно водой, и ещё раз подрезает. (37)Мастер насухо вытирает руки и снимает изделие с круга на деревянный поднос выстланный бумагой и остаётся так до высыхания кожетвёрдого состояния (2-4дня). (39слайд)
Начиняется 2 этап работы. Здесь своим мастерством завораживают лепщицы (40)– Светлана очень умело делает свою работу, включая при этом творческое воображение. (41)Ну вот сидят вроде одни и те же лягушки, но совсем разные. Уникальность изделия в этом и заключается, что они неповторимые.
(42) Здесь мастерица Нина Ивановна лепит утку-лейку. После изделия сохнут в комнатной температуре2-3 дня и обжигаются в муфельной печке(43сл) 6 часов при темпер 850 гр\с. Из печи изделия попадают в специальную красильную камеру(44сл) и с помощью воздушного компрессора покрываются глазурью нужного цвета. в дальнейшем происходит 2-ой обжиг. открываем дверь печки(45сл….ой какая удивительная красота!
(46сл) А какая интересная работа у местной художницы Ольги Владимировны Екимец. Я застала её за украшением чайного сервиза (47сл).из заготовки путём налепа (48) и гравировки она оформила задуманный узор. (49)Потом специальным инструментом (грушой) (50)наносила глазурь.
(51)
Вот большая рыба после 1 обжига расписывается акриловыми красками.
(52)А эта улитка вылеплена из глины шамот (переработанные бытые изделия)которая очень прочна.
(53)А эта тарелка расписана техникой живописи «Гризайл»-то есть расписывают глазурными красками и сверху наносится прозрачная глазурь и обжигается.
(54) А это яйцо расписано приёмом ангоп (необожжонное изделие покрывается цветной жидкой глиной)после обжига
наносят прозрачную глазурь.
(55) Побывав в такой чудесной мастерской (56) попробовав и лепить и расписывать(57), я начала передавать свои знания(58,57,58) и умения коллегам и детям (59 -67.
(68сл по 74 сл). И вот сегодня не большой итог этой проделанной работы перед вами (сл75).(Показ слайдов 76 по 80).