Елена Бояркина
Опыт работы на тему: «Приобщение детей к культуре родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к культуре родного края. Бояркина Е. И., воспитатель I квалиф. категории, имею высшее образование. Закончила в 1997г. МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Педагогический стаж работы-10 лет.
Высшая квалификационная категория в 2003году.
Я работаю по программе «Детство», региональной программе «Мы в Мордовии живем», а также использую парциальные программы «Приобщение детей к истокам русской культуры». Опыт работы по патриотическому воспитанию под ред. П. А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина».
Публикация «Опыт работы на тему: „Приобщение детей к культуре родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Я работаю над темой «Приобщение детей к культуре родного края». Опираюсь на фольклорные, исторические материалы, побуждаю интерес к познанию истории города, традициям, быту родного края.
Мною разработаны :
- перспективный план по ознакомлению с родным городом;
- дедуктивные игры: «Составь узор», «Наряди мордовочку-эрьзяночку», «Животные нашего леса», «Найди пару» - по ознакомлению мордовского орнамента;
- схема и макет микрорайона «Заречный»;
- рекомендации для родителей «Как знакомить ребенка с родным городом»;
- конспекты занятий по ознакомлению с родным городом.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем- введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, края.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- обогащать знания детей о родном городе;
- воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
В содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:
- мой дом, моя улица, мой детский сад;
- мой город; где мы живем (растительный и животный мир, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.)
-столица-город Саранск (знакомство с достопримечательностями, государственные символы Республики Мордовия;
-знаменитые люди нашего края.
В соответствии с темой я выбираю следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем :
-экскурсии;
-чтение художественной литературы, изучение стихотворений;
рассматривание картин, книг, фотографий, открыток;
-походы в кинотеатры, театры;
-организация наблюдений за природой;
-праздники, концерты;
-беседы и разговоры с детьми;
-рассматривание изделий народного прикладного творчества.
Чтобы познакомить дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями, и чтобы им было интересно, необходимо преподносить материал понятно, доходчиво, эмоционально с наглядностями.
Например, в младшей группе, лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на близлежайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
В средней группе уже можно провести занятие по знакомству с главной достопримечательностью города.
Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города я провожу в такой последовательности:
- история возникновения города;
- история названия улиц;
- здания города (дет. сады, школы, магазины, больницы, храмы);
- с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров);
- люди, которые прославили город.
Составляя рассказ об истории родного города, я учитываю следующее:
- рассказ должен сопровождаться наглядным материалом;
- рассказ воспитателя должен быть диалогом (обращаться к детям с вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то);
- нет необходимости называть какие-то даты;
- язык рассказа должен быть простым.
Как показала практика, ребенок к моменту перехода в нач. школу имеет следующие показатели развития:
1) Он знает об истории возникновения города, культуре родного города;
2) Знает государственные символы Республики Мордовия
3) Обладает культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей);
4) Об истории улиц, района, города;
5) Ориентируются по городу;
6) Знают памятники;
7) Знакомы с бытом мордовского народа.
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношния к самым близким людям - матери, отцу, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Актуальность темы:
Важно приобщать ребенка к культуре родного края, к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.