Светлана Квитченко
Опыт работы по приобщению дошкольников к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к культуре родного края.
Региональная культура является настоящим символом формирования духовно-нравственного воспитания личности дошкольника, которая позволяет воспитывать юных ставропольцев на основе преемственности и развития культурно-исторических традиций нашего региона.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к маме, отцу, бабушке, дедушке. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну и с уважением относящегося к другим народам.
Публикация «Опыт работы по приобщению дошкольников к культуре родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны ребёнком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. 26 ноября День матери, и мы с воспитанниками нашей группы будем готовить для мам подарки, сделанные своими руками.
Используя житейские ситуации, мы узнаем у детей их отчество, фамилию, домашний адрес, имена и отчества родителей. Детям мы даем задания, вызывать желание изображать генеалогическое дерево, типа «Определи свое место на рисунке» и т. д. Проводя беседы с детьми о семье, мы учим детей бережно хранить почетные грамоты и другие награды близких взрослых, особенно военные ордена и медали, письма из армии.
Основной целью работы по ознакомлению дошкольников с родным краем, с родным городом, с его культурой, является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. В нашей группе ознакомление с профессиями мы начинаем с предприятий, на которых работают родственники воспитанников. Воспитываем гордость за результаты их труда.
Также мы приобщаем дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Мы способствуем развитию трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.
Казалось бы, какая может быть взаимосвязь между региональной культурой и экологией?
Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Мы стараемся воспитывать у детей это чувство, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого - к далекому, от известного - к неизвестному, от простого - к сложному, от частного - к общему. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в ее образах воплощается Родина.
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России, и только потом жителем планеты Земля. Нужно постепенно подводить ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина — то место, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним большая Родина — Российская Федерация.
Быть патриотом, гражданином - это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Так как наш город многонационален, в нашей группе проводится работа, связанная с воспитанием доброжелательного отношения ко всем людям независимо от их национальности. На сближение детей разных национальностей оказывают влияние общие игры, прогулки. Но при таком объединении детей разных национальностей необходимо продуманное целенаправленное руководство. Наш личный пример: ласковое и нежное отношение к детям другой национальности не остается не замеченным остальными детьми. Подражая своему воспитателю, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения.
Как научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Чем нам можно гордиться, так это своей историей.
Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, мы используем дидактическую игру «Где мы были - мы расскажем». Дети по изображению отгадывают и рассказывают о памятных местах города: о памятниках, зданиях. Знакомство с родным городом вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Сохранение российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка.
Ежегодно в нашем детском саду проводится выставка «Мой любимый город», в которой принимают активное участие воспитанники нашей группы.
Дети самостоятельно или с родителями готовят поделки и рисунки к этой выставке, в которых отражены все достопримечательности нашего города.
Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством ставропольских художников, поэтов, писателей, с которыми мы знакомим воспитанников во время образовательной деятельности, отмечая вклад наших земляков в историю и культуру всей страны.
Знакомя воспитанников с произведениями писателей, композиторов, художников родного края, в своей группе мы не только решаем интеллектуальные задачи, но и нравственно-патриотические, этические, социально-исторические.
С детьми своей группы мы проводим занятия по знакомству с народами, проживающими на территории Ставропольского края.
Издавна фантазия древних народов, живших в этих местах Кавказа, рождала о них удивительные легенды и сказания, передающиеся из поколения в поколения и дожившие до наших дней. С помощью легенд Ставрополья, мы знакомим детей взаимопониманию между людьми разных национальностей, с их героическим прошлым.
Таким образом, систематически проводя работу по ознакомлению с культурой родного города и края, мы способствует развитию личности детей своей группы.