Галина Юрьева
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой.
Традиции – это душа народная, в них его прошлое, настоящее и будущее. Без традиции нет нации, поэтому задача каждого воспитателя не только не забывать, изучать эти традиции, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались от поколения к поколению, как самое дорогое наследие.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры» размещена в разделах
Педагогический коллектив школы-детского сада «Эврика» считает одной из своих главных целей – введение детей в традиционную русскую культуру, обращение к народному наследию, к родной культуре, приобщение детей к таким духовным ценностям, которые и являются связующим звеном между людьми.
Педагогами школы-детского сада «Эврика» разработана план-программа, календарные, тематические планы, конспекты занятий, сценарии праздников, развлечений и примерные, возможные методы работы с детьми.
Чтобы воспитать творческую личность, необходимо создание условий для развития познавательного интереса у детей. В каждой группе мы создали фольклорные уголки, уголок ряжения, уголки прикладного искусства.
Знакомство детей с фольклором начинается с I младшей группы: потешки, прибаутки, ребячьи сказочки о животных, колыбельные и дальше знакомим со скороговорками, дразнилками, колядками, щедривками, частушками, поддевками, ловушками, голосянками, молчанками, перевертышами, песенками-небылицами. Большое внимание уделяем приобщению детей к ценностям родной культуры через художественную литературу.
В настоящее время все чаше говорят о необходимости формирования личности через культуру, а в дошкольной системе - о приобщении к истокам народной культуры как одной из задач нравственного воспитания.
У нашего коллектива школы-детского сада «Эврика» система своих традиций.
Используем формы организации работы: занятия (индивидуальные, фронтальные, по подгруппам, тематические, интегрированные, комплексные, типовые) с обязательным использованием фольклора; погружение в фольклор 1 раз в месяц. В повседневной жизни (организация хороводных, народных подвижных игр, ежедневное чтение или рассказывание высокохудожественных народных и классических произведений, слушание аудиозаписей и живое исполнение произведений музыкального искусства, знакомство с живописью, проведение сезонных праздников, обрядов.
Методы и приемы формирования основ культуры : наглядный, словесный, практический с нарастанием проблемности, прямое воздействие, закрепление, упражнения, создание поисковых ситуаций, самостоятельный поиск детьми способов деятельности.
Содержание образования: отбор малых жанров фольклора, народной мудрости (пословиц, поговорок, загадок, примет и т. д. согласно тематике, возрасту); систематизация народных подвижных и хороводных игр согласно возрастным особенностям ребенка; систематизация специальных занятий, знакомящих детей с предметами быта, одеждой, пищей, народным «врачеванием», обычаями, обрядами, сезонными праздниками; отбор произведений (литературы, музыкальной классики и народной музыки, и изобразительного искусства, дающих возможность ребенку сравнивать их, сопереживать определенным чувствам, быть доступными восприятию.
Приобщение детей к истокам народной культуры требует высочайшего педагогического мастерства.
С целью реализации возможностей каждого ребенка мы организовали среду особого рода. В групповых комнатах (школе, в изостудии имеются предметы народного быта: поделки декоративно-прикладного искусства («гжель», «дымка», «хохломская», «городецкая», поделки из природного материала.