Оксана Токарева
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, истокам русской народной культуры.
Публикация «„Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
(В. А. Сухомлинский). |
Давайте обратимся к истории и вспомним, что же обозначает это слово в целом.
Культура — (воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В этом смысле можно сказать, что Русская народная культура это совокупность устойчивых форм жизни русского народа, которая включает в себя:
Русский народный быт;
Русские народные верования;
Русские народные игры;
Русские народные песни, сказки;
Русские народные праздники и т. д.
Цель моей работы это воспитание нравственной личности ребенка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
Создание предметно-развивающей среды способствующей развитию интереса детей к театрализованной деятельности.
Воспитание положительного восприятия к театрализованной деятельности, уважение к традициям культуры русского народа.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую технологии сохранения и стимулирования здоровья. Эти технологии предметно-развивающая среда построены с учетом возрастной особенности детей и способствуют ненавязчивому привитию интереса к театрализованной деятельности. Так как младший дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития у детей сценических способностей посредством восприятия сказок и игровых упражнений. Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Здоровьесберегающие технологии сохранения здоровья, а именно:
Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.
Игровая гимнастика - это физкультурные досуги; физкультминутки, подвижные игры.
Пальчиковая гимнастика. Детские психологи говорят, что существует взаимосвязь между речью и мелкой моторикой рук. Мелкую моторику развивает пальчиковая гимнастика. Проговаривая маленькие стишки, сопровождая каждую новую фразу простыми движениями пальчиков. Такие простые упражнения хорошо развивают память и воображения, а кисти рук и пальцы приобретаю податливость и гибкость. Дети воспринимают упражнения, как игру и с большим удовольствием выполняет все указания.
Приобщая детей к истокам русской культуры в группе создана библиотека русских народных сказок, зона настольно- печатных и дидактических игр, что содействует развитию интереса детей к театрализованной деятельности.
В группе отведено место для театрализованной деятельности. Есть кукольный театр, настольный театр по сюжетам русских народных сказок, пальчиковый театр Дети очень любят играть в сказку. Их увлекает вымысел, быстрая смена событий в сказке, приключения и победа добра над злом.
Таким образом, можно сказать, что созданные условия благотворно влияют на развитие творческих способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей : внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Театрализованная игра-наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.
Подводя итого по проделанной работе можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.