Ольга Абразумова
Опыт работы «Приобщение детей младшей группы к книжной культуре и детской литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляем вашему вниманию отчет из опыта работы по приобщению дошкольников к книжной культуре и детской литературе.
Цель – формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей.
Задачи:
Образовательные: учить детей различать жанры литературных произведений, знакомить с творчеством русских и зарубежных писателей.
Публикация «Опыт работы „Приобщение детей младшей группы к книжной культуре и детской литературе“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, творческое воображение, зрительное и слуховое внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову, поэзии, научить бережно обращаться с книгой.
Для реализации поставленной цели мы использовали различные методы работы по приобщению детей к книжной культуре
Словесные:
- Чтение художественных произведений;
- Беседы по прочитанному;
- Вопросы к детям по содержанию произведений;
- Заучивание наизусть;
- Пересказ произведений;
- Выразительное чтение.
Практические:
- игры-драматизации;
- Дидактические игры;
- Элементы инсценирования;
- Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Театрализованная деятельность.
Наглядные:
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
- Просмотр видеороликов, фильмов;
- Оформление альбомов с иллюстрациями
Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. Среди них особое место занимают стихи Агнии Львовны Барто.
Стихи А. Л. Барто помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и внимательное отношение к ней. Это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относиться к младшим и старшим.
Произведения А. Барто интересны детям, так как стиль ее стихов очень легкий, их удобно читать и запоминать. Поэтому более подробно мы сегодня хотели бы рассказать вам о приобщении детей к книжной культуре и литературе при помощи знакомства их с циклом стихотворений А. Барто «Игрушки»
Реализовывать поставленные задачи мы начали с пополнения развивающей среды, на помощь, к счастью, охотно согласились родители, поэтому в книжный уголок были приобретены новые книги с произведениями этого автора, серия картинок по теме игрушки, которые дети с удовольствием рассматривали в книжном уголке совместно с воспитателями и во время самостоятельной деятельности.
Во время недели «Любимые игрушки», посвященном творчеству А. Барто, дети познакомились со стихами из цикла «Игрушки». Дети с удовольствием «оживили» некоторые стихи Барто: покатали на грузовике кота, расчесали гриву лошадке, строили самолёты и летали на них. Дети очень быстро запомнили стихи А. Барто, им очень понравилось их оживлять.
Так же мы провели детям творческие мастерские, где предложили детям нарисовать новые мячики для Тани, а так же украсить праздник для кукол флажками (горит на солнышке флажок, как будто я его зажёг, где конечно же кроме повторения и заучивания стихотворений Барто, выполняли ряд смежных задач. Дети с интересом выполняли задания и легко запомнили новое стихотворение.
Закрепляли уже знакомые стихотворения и во время индивидуальной работы, примером на слайде служит дидактическая игра «Спряч зайку от дождя» Детям было предложено вспомнить стихотворение А. Барто и спрятать зайку от дождя в предложенный воспитателем по цвету домик, а так же закрыть домик дверью соответствующего цвета. В течении недели дети с удовольствием рассматривали иллюстрации к стих, а так же мы предложили им во время свободной деятельности раскраски с наиболее понравившимися героями заученных стихотворений.
В рамках реализации данного опыта была проведена большая работа с родителями, это и Анкетирование родителей «Семейное чтение», по результатам которой было выявлено, что далеко не все родители знают о значимости чтения книг в дошкольном возрасте. Были проведены консультации для родителей «Роль книги в жизни детей раннего возраста», «Что почитать ребёнку 3-4 лет».
Каждый месяц в группе была размещена информация для родителей, где они могли ознакомиться с новой информацией, в том числе и касающейся чтения детям, для изучения дома родителям была предложена памятка «Зачем нужно читать ребёнку», в которой мы постарались ещё раз кратко рассказать о том, почему и что нужно четать детям в соответствии с их возрастом.
Мы предложили родителям паралельно с нами, посвятить семейные вечера чтению произведений А. Барто. К нашему удивлению, уже на следующий день многие дети с радостью рассказывали о том, что им вчера вечером читали папы и мамы. Несколько детей рассказали о том, что в их домашней библиотеке появилась книга с интересными стихами и красивыми картинками.
А в конце недели посвящённой творчеству А. Барто мы предложили родителям наших воспитанников на выходных нарисовать иллюстрацию к тому стихотворению, которое больше всего понравилось их ребёнку. И в понедельник уже вместе с детьми, повторяя заученные стихотворения, с интересом рассматривали новый, появившийся в нашей группе альбом с иллюстрациям к стихотворениями А. Барто
Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что проводимая нами работа по формированию интереса к книге у детей раннего возраста получилась интересной и успешной. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, играх, добились определенных успехов.