Оксана Устинова
Опыт работы по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Опыт работы по теме „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и традициям малой Родины и казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна (слайд-2)
Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л. Н. Толстой сказал : «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины,.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Калиновки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и село имеют свою историю, особенности природы, свои традиции.
Наш детский сад №14 особое внимание уделяет сохранению и преумножению местных традиций, поскольку живём мы в славном регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и калиновских обычаев.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной Калиновке, о Ставропольском крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулировано следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному селу.
Выбрав тему своей работы, определила цель своей работы, поставила перед собой задачи. (слайд-3,4)
В решении данных задач важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста приобщению к истокам традициям малой Родины.
В основу моего опыта работы легли следующие принципы (слайд-5)
Работая по данной теме, изучила нормативно - правовые документы (слайд-6)
Всю свою работу разделила на 3 этапа. (слайд-7)
1 этап - организационно - диагностический
2 этап–практическая деятельность
3 этап – итоговый:
Для реализации поставленных целей и задач использовала разные методы и приёмы. (слайд-8)
В работе с детьми во время занятий и вне занятий использовала различные формы работы. (слайд-9)
В своей работе использую информационно каммуникативные технологии.
1. Разработаны презентации «История возникновения села Калиновского», «Наша победа», «Знаменитые люди села», «Достопримечательности села Калиновского», «Природа нашего села», «Кашпуров наш поэт».
Подобрала фонотеку «Песни о селе Калиновском»,«Казачьи песни.»(слайд-10)
В старшей группе по обучению истоков и традиций малой Родины. Велась работа через кружок «Родничок». Составлена рабочая программа В ходе работы кружка реализовывались проекты «Родословная –старинная семейная традиция», «Родной край люби и знай». В ходе проекта велась большая работа. Дети совместно с родителями изготовляли гениалогическое древо своей семьи. (слайд-11)
Итогом проекта «Родной свой край люби и знай» стала викторина «Знатоки родного села». Во время игр ребята не только закрепляют знания о своей малой Родине, о традициях, но и учатся культуре поведения в обществе.
Также проводились тематические занятия «Кашпуровские чтения» дети знакомились с творчеством нашего знаменитого поэта И. В. Кашпурова,
«Это было в январе» ребята ознакомились с историей освобождения с. Калиновского от немецко фашистских захватчиков, (слайд-12,13)
В канун 9 мая провели мероприятие «Помним, чтим, гордимся» на которое была приглашена председатель совета ветеранов Селина З. П. она рассказала воспитанникам д/с о трудной и тяжёлой жизни во время ВОВ, Дети посетили вдов ветеранов ВОВ. (слайд -15)
Так же была проведена акция «Георгиевская ленточка».
Традицией стала организация различных выставок. Так в детском саду были организованы выставки детских рисунков «Моё родное село», «По «Кашпуровским дорожкам»», «Моя семья». (слайд-16)
Результат наблюдения за детьми показал рост на 48 %, начиная с 2014 года. (слайд-17)
Результат наблюдения детей на занятиях кружка показал рост на 17% на конец года. (слайд-18)
Формирование у дошкольников знаний истоков и традиций малой Родины невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Активизирую работу среди родителей через разнообразные формы. (слайд-19)
В начале каждого учебного года проводилось анкетирование родителей Это помогло определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи данной темы, выбрать формы общения.
Увлекательно и интересно прошёл «Мастер – класс» с родителями. Викторина «Знатоки родного села». (слайд-20)
Совместно с родителями и детьми был оформлен Патриотический уголок, уголок «Помним чтим гордимся», «Уголок казачества», уголок «Жизнь и быт наших предков».
Заинтересованность родителей по приобщению детей дошкольного возраста к истокам традициям малой Родины возросла на 42% (слайд-21)
В д/с ведётся активная работа с социумом
Дети часто посещают сельскую библиотеку, совместно с библиотекарем проводились увлекательные досуги и беседы. «Чти следы прошлого», «Транспорт нашего села» Мы уточняли и закрепляли знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.
«Поэты нашей малой Родины». «Уважаемые люди села»
В беседах с детьми знакомили с поэтами с Калиновского, людьми которые внесли большой вклад в развитие с. Калиновского
Эти мероприятия формируют у детей чувства уважения и любви за свою малую Родину. (слайд-22,23,24)
Наш детский сад ведёт тесную работу с ДК.
Совместно с сотрудниками ДК проводились народные праздники «Широкая масленица», «Зимние калядки», «Осень в гости к нам пришла». Во ДК был проведён праздник «Живи село Руси частица», где дети средне-старшей группы принимали активное участие. (слайд-25,26)
Традицией стало каждый год совместно с казачим ансамблем «Здравица» в нашем д/с проводить «Капустник». Где дети имеют возможность окунуться в быт и культуру наших предков. (слайд-27)
За время работы в группе дополнена и обогащена развивающая среда:
методическими пособиями, дидактическими играми Собери картинку, Умные кубики, альбомы «Село моё родное», «Достопримечательности села». Организованы уголки казачества, «Жизнь и быт наших предков», создан стенд «Село в котором я живу». Приобретена разнообразная художественная литература по истокам традициям малой Родины. (слайд-28,29)
Считаю, что работая по данной теме я создала необходимые условия по формированию у детей мотивации приобщению детей дошкольного возраста к истокам традициям малой Родины. Спасибо за внимание! (слайд-30)