Копаева Юлия
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративное искусство
отвечает интересам детей
старшего дошкольного возраста,
дает богатую пищу их художественному восприятию,
содействует развитию их эстетических
переживаний и первых эстетических суждений.
Сакулина Н. П.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.
Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.
Еще Ушинский К. Д., выдвигая принцип народности говорил о том, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он считал фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств.
Видный педагог Сорока-Росинский В. Н. указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству.
Усова А. П., высоко оценивая воспитательное значение народного искусства, писала, что маленьким детям еще недоступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем появляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.
Высокие художественные достоинства содержания и формы народного искусства при одновременной доступности детям делают его незаменимым средством воспитания ребенка.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен (Ушинский К. Д., Флерина Е. А., Усова А. П., Сакулина Н. П., Шпикалова Т. Я., Неменский Б. М. и др.) проповедуется главный принцип: воспитывать детей в семье и в детском саду на искусстве близком, родном искусстве того края, где живет человек. Неменский Б. М. подчеркнул, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами, эмоциями к древу культуры его народа».
В этой связи, огромное знание имеет ознакомление дошкольников с народным декоративным искусством нашей страны, как частью национальной культуры.
Но, собственно художественную деятельность детей в сфере декоративного искусства, следует рассматривать не как цель, а как средство решения более важной задачи: развития основ личности ребенка, а именно, присвоение детям через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством следует учитывать принцип интеграции, который реализуется в синтезе видов народного искусства : устного народного фольклора, музыкального фольклора, декоративно-прикладного искусства. А также во взаимосвязи с игровой и театрализованной деятельностью детей на народном содержании.
Декоративное искусство не должно быть чем-то изолированным, особым в педагогическом процессе детского сада, но должно органично сочетаться со свободной деятельностью детей, с художественной деятельностью, трудом и праздниками. Поэтому народное искусство целесообразно использовать в следующих направлениях:
Для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов, что создает эстетическую среду;
С целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, рассматривание изделий народных мастеров);
Для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов.
Именно комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства может обеспечить освоение и обогащение их знаний о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Начиная с младшего возраста, при знакомстве со сказками следует обращать внимание не только на сюжет, но и на детали предметов русского быта (горшок, прялка, скалочка, наличники и др., подробно рассматриваать иллюстрации к сказкам, замечать цветовую гамму в изображенных предметах, игрушках, домашней утвари.
Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это, конечно же, матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.
Поскольку игрушка – это самый любимый и доступный детям предмет, то дымковская игрушка как нельзя лучше подходит для знакомства с ней уже в младшей группе. Она проста по форме, нарядна, колоритна, своеобразна, украшена простым, но впечатляющим орнаментом, она будит воображение детей и всегда желанна им.
Сначала дымковская игрушка вносится как персонаж потешки, затем вносится игрушка на занятия зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво предлагаются детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». Не следует ставить задачи запомнить названия дымковской игрушки, главное - вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок дымковской игрушки.
В средней группе продолжается работа с народной игрушкой. Процесс ознакомления с игрушкой в этом возрасте связан с узнаванием и непременно обыгрыванием. При рассматривании дымковских игрушек задаются вопросы, обусловленные образностью игрушки; вопросы, связанные с эстетическим достоинством игрушки: дети учатся использовать в речи образные сравнения, знакомятся с элементами орнамента.
Параллельно с изучением орнамента проводится освоение пластической формы Дымки.
Чтобы занятия декоративным рисованием не были скучными и однотипными необходимо разнообразить материал для творчества. Например, рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Этот способ требует более кропотливого и аккуратного труда, но тоже очень нравится детям.
В старшей группе дети наряду с дымкой знакомятся с новым видом народного творчества – это городецкая роспись. Вместе с детьми приходим к выводу, что городецие умельцы украшали своими узорами в основном предметы быта, чтобы украсить скромную деревенскую обстановку. Постепенно вводятся названия основных элементов городецкой росписи: розан, купавка. Очень хорошо помогают в самостоятельном составлении городецкой росписи дидактические игры «Составь узор на тарелке, досочке». Чтобы работа была интереснее, следует обыгрывать продукты детского творчества. Например, не просто рисуем узор на полосе или круге, а расписываем посуду для кукол и украшаем ею коллективное панно, или украшаем шарфики для козлят. Это очень стимулирует и побуждает детей к творчеству.
Более выигрышно смотрятся детские работы, если их объединять в коллективные композиции. Они становятся более яркими, насыщенными, колоритными, ими можно украсить интерьер группы или раздевалки. В процессе творчества дети понимают, что человек является творцом, созидателем окружающего мира.
В подготовительной группе дети узнают новые виды декоративного искусства : Хохлома, Гжель. Целесообразно вести занятия в Кружке по декоративному рисованию. Там дети знакомятся с историй возникновения промыслов, с легендами, поверьями, связанные с промыслами. Все эти знания очень способствуют развитию воображения у детей, воспитанию художественного вкуса.
Оформление выставок, создание коллекций, изготовление поделок в подарок мамам, внесение своей лепты в дизайн группы, детского сада - все это вызывает у детей гордость за свой труд. Родители видят результаты и вместе радуются им.
Результаты работы педагогов-исследователей, психологов (Князева О. Л., Махнева М. Д., Дыбина О. В., Ветлугина Н. П., Дбяченко О. В. и др., идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (Ильин И. А., Лихачев Д. С. и др., доказывают необходимость приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Обобщая педагогический опыт работы по данной теме, можно сделать следующие выводы:
окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа;
следует шире использовать фольклор во всем его многообразии (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники, традиции;
ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.
Список литературы
Народное искусство в воспитании детей : книга для педагогов ДОУ (под редакцией Комаровой Т. С.) Педагогическое общество России. 2000год.
Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов педагогических вузов. 1999год.
Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома: методическое пособие. г. Пермь, ПОИПКРО, 2001год.
Уткин П., Королева Н. Народные художественные промыслы.
Богусловская. Дымковская игрушка.
Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. 1981год.
Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. 1991год.
Усова А. П. Русское народное творчество в дошкольном саду. 1961год.