Валентина Мотовилова
Приобщение детей к труду взрослых средствами познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница, в решающей степени определяющая всё дальнейшее развитие ребенка. Действительно, дошкольные годы наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождение личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, освоения основных видов деятельности, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.
Публикация «Приобщение детей к труду взрослых средствами познавательной деятельности» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Как помочь войти ребенку в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия - вот далеко не полный круг вопросов, которые мы задаем себе.
На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них. К сожалению, очень часто дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают и каким делом заняты их родители. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
С этой целью мы организуем различные экскурсии. Каждая экскурсия заранее оговаривается с родителями, т. е. идет предварительная работа, как в домашних условиях ребенка, так и в детском саду. Разработан целый цикл познавательных занятий, в которых активное участие принимают, как сотрудники детского сада, так и родители детей. Та или иная профессия обыгрывается в сюжетно – ролевых играх, как до, так и после экскурсий.
Мы посетили «Музей леса», здесь дети познакомились с профессией
«экскурсовод», узнали о профессии «лесничий». Экскурсия на троллейбусное кольцо дала детям знания о целом ряде профессий: дорожный рабочий, водитель троллейбуса, кондуктор, электромонтер, диспетчер. Посетив пожарную часть, дети узнали, в чем заключается работа этих мужественных людей – пожарных. А после того, как дети посетили «Музей боевой и трудовой славы завода ЧТЗ» они узнали о таком количестве профессий, что тем для игр и разговоров хватило не на один месяц. Чтобы закрепить знания о профессии «плотник», мы посетили плотницкую мастерскую детского сада, где наш плотник рассказал и показал все секреты мастерства и вместе с мальчиками изготовил деревянный кораблик. Знакомство с этой профессией продолжается до сих пор, в группе организованна «Папина школа», где дети под наблюдением пап ремонтируют стулья, столы и изготавливают простые деревянные поделки. Девочки, в школе «Рукодельница» под руководством воспитателя, учатся вышивать, используя бисер и паетки.
Поход в ТЮЗ подарил нам знакомство с профессиями: актер, режиссер, буфетчик, билетер, гардеробщик, кассир. Эти милые люди, несмотря на занятость, отвечали на все вопросы детей, касающихся их профессий. Также, в ТЮЗе, мы узнали, что такое профессия «телеоператор». (Мы были на премьере спектакля и там шли съемки для «Восточного экспресса»). До начала спектакля телеоператор рассказал и показал в чем заключается его работа.
Знакомство с профессиями: повар, кулинар, официант, проходило у нас в группе, с непосредственным участием родителей. Совместно с родителями мы придумали игру «Ресторан - Морячок», заранее обсудили роль каждого взрослого в игре. И вот началось таинство – непосредственное знакомство детей с профессией их родителей, через контакт со взрослыми, т. е. самыми близким и родным человеком – мамой, сколько радости узнавания принесло это обеим сторонам. Меню было составлено заранее, т. е. готовили те блюда, которые дети могут сделать сами под наблюдением взрослого. Это были салаты и бутерброды, каждое блюдо было выполнено в соответствии с технологической картой, заранее составленной и представлено стихами. Вот одно из них из презентации салата «Мухоморчик» :
«Мама дочке говорила:
«Скушай мухоморчика,
Он совсем не ядовитый,
Он из помидорчика!».
Официанты красиво, грамотно накрыли столы и со знанием дела обслуживали посетителей. Игра так всем понравилась, что решено ресторан не закрывать, и на каждый праздник возобновлять его работу, придумывать интересное меню. Игра увлекла даже родителей, были организованы и проведены совместные игры «Салон красоты» с участием мамы, которая сделала красивые прически девочкам. Игру «Постовой», провел папа – инспектор дорожного движения.
Все чаще родители предлагают свои профессиональные знания, и уже практически каждый ребенок нашей группы знает кем работают его родители, что за работу они получают денежное вознаграждение – зарплату, на которую приобретаются материальные блага.
Это далеко не полный перечень мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых, эту работу мы продолжаем дальше вводя ребенка в мир предметов и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, знакомя детей с различными профессиями, мы позволяем ребенку увидеть многообразие ролевых функций в сложном сообществе взрослых людей.
Литература:
1. «Дошкольник и рукотворный мир». Крулехт М. В. «Детство – пресс» Санкт – Петербург 2005 г.
2. Учите детей мастерить : Пособие для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1984. – 159 с., ил.