Валентина Сергеева
Развитие сюжетно-ролевой игры детей средней группы детского сада через ознакомление с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в содержании ФГОС ДО
«I. Общие положения»
Один из основных принципов Стандарта:
– реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1.2. 4)
Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры детей средней группы детского сада через ознакомление с трудом взрослых» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
– игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта
– К. Д. Ушинский определял игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.
– С. Л. Новоселова отмечает, что «основным источником, питающим игру, является реальный опыт» ребенка
Проблемы использования педагогами игры в обучении детей
Ошибочное решение педагогами вопроса о взаимосвязи игры и обучения жесткое разделение педагогами игры и обучения.
Использование педагогами игрушек, различных предметов для привлечения внимания детей к усвоению того или иного предметного содержания.
В результате обучение не носит развивающего характера, воспитатели не знают какую игру подобрать, как ее организовать, включить в нее то или иное учебное содержание.
Для решения вопроса о том, как использовать игру в обучении надо по- новому подойти к пониманию игры как ведущей деятельности и к понятию целенаправленного обучения: (субъектами в образовательном процессе должны быть и педагог и ребенок, реактивное обучение должно быть трансформировано в спонтанное, в обучении, воспитании главными моментами являются не усвоение знаний, а создание условий для оптимального развития ребенка.
В содержание понятия целенаправленного обучения включается не только НОД, но и вся жизнь ребенка.
Дидактическую функцию могут выполнять только те виды детской игры, которые перестали быть ведущей деятельностью, а превратились в форму организации жизнедеятельности ребенка
Проблемы в игровой деятельности
1. Сюжетно-ролевые игры детей бедны по содержанию и тематике.
2. В самостоятельных играх наблюдается многократная повторяемость сюжетов, без внесения детьми новых сюжетных линий;
3. Игровая тематика однообразна.
4. Ролевое поведение характеризуется отсутствием новизны, вариативности.
5. Игровые задачи дети решают привычными способами
Цель работы
Обогащение представлений детей 4-5 лет об окружающем мире с целью развития сюжетно-ролевых игр
Задачи
- расширить и уточнить представления детей о труде взрослых, показать взаимосвязь между разными видами труда;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками в процессе знакомства с трудом взрослых
- учить отражать полученные впечатления в изобразительной и игровой деятельности
Этапы работы
изучить работы и научные исследования по данной проблеме;
• выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей среднего дошкольного возраста;
• разработать систему мероприятий направлены на обогащение содержательной стороны игр детей, формирование у них предметных и ролевых способов решения игровых задач
педагогические исследования
Л. А. Венгер и В. С. Мухина отмечали, что в дошкольном возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что–либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования, слушания рассказов, сказок, ознакомление детей с окружающим миром в активной деятельности;
А. М. Виноградова подчеркивает необходимость поддерживания и развития интереса ребенка к труду взрослых, организуя с этой целью экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы;
С. А. Козлова раскрывает наглядные методы, которые являются наиболее эффективными при ознакомлении детей с трудом взрослых. К этой группе относятся : наблюдение, рассматривание картин, демонстрация диафильмов и кинофильмов, а также некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в функции самостоятельных методов: показ образца – задания, способа действия
Особенности игры детей 4-5 лет
Для детей среднего возраста характерна уже совместная сюжетно- ролевая игра. От игр на бытовые темы (50 – 70% в младшем возрасте) дошкольники переходят к играм с трудовым, производственным сюжетам, а затем к играм с отражением общественных событий и явлений. В содержании начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например: мама заботится о дочке, не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает; врач – уговаривает, успокаивает и т. д. Дети отражают события не только те, в которых участвуют сами, но и те, которые наблюдали. К 4-м годам ребёнок уже способен использовать в игре ролевые действия и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие со сверстником – называть свою роль, вести короткий ролевой диалог. В 4-5 лет ребёнок продолжает осваивать ролевое поведение как способ построения игры : появляется способность строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей.
Диагностика социальной компетентности детей среднего возраста
1. Индивидуальные беседы с использованием картинок
- Кем работают эти люди?
- Как догадался?
- Что делает повар (водитель?
2. Игровые задания
Самостоятельно выбрать картинку (повар, продавец, врач) и составить по ней описательный рассказ.
3. Наблюдение сюжетно- ролевой игры
Результаты исследования
Большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых;
Особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, результатов труда;
Дети слабо ориентируются в трудовых средствах, прослеживается бедность словаря, характеризующего специфику профессий;
Дети не владеют навыками соответствующего ролевого общения;
Ролевые действия весьма примитивны и малосодержательны.