Светлана Груша
Воспитание у детей Уважения к Труду взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ у детей УВАЖЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ.
В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти деньги должны зарабатываться ими самими, не осознаётся.
Публикация «Воспитание у детей Уважения к Труду взрослых» размещена в разделах
Считаю, ребёнка надо приучать к труду как можно раньше : лет с двух или с трёх. Малыш, которого в столь раннем возрасте не приучили помогать взрослым, вряд ли будет ценить ваш труд. Ведь разбросанные игрушки для него в порядке вещей! Заставить, конечно, можно любого ребёнка. Только это не понравится ни ребёнку, ни взрослому.
Надо не пропустить нужный момент. В возрасте до трёх лет закладывается характер ребёнка, он всё пытается попробовать, стремиться всё изучить, повторяет за взрослым любые их действия.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания : значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому, необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
В нашем детском саду широко проектируется специально организованная деятельность на занятиях (наблюдения, беседы, экскурсии, показ детям труда взрослых. Организованные посещения кухни, кабинета медицинской сестры, прачки и т. д. Детям показываю процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.
Наблюдения за трудом взрослых имеет большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, раскрывает представления, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым.
У самих маленьких трудовое воспитание начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое.
Очень важно поддерживать и развивать малейший интерес ребёнка к труду взрослых, организуя с этой целью не только целенаправленные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, чтение художественной литературы, но и совместную работа с родителями. На конкретных примерах важно подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками человека, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслуживать себя, оказать помощь маме, бабушке, папе, дедушке).
Первые представления о труде взрослых дети до трёх лет получают, наблюдая, как работает мама, бабушка, няня, медицинский работник, повар, шофёр в детском саду. Раскрыть всю значимость можно на самом близком и доступном уровне - труде помощника воспитателя.
Заботу помощника воспитателя дети чувствуют постоянно: она помогает им одеваться и раздеваться, кормит, моет посуду, окна, вытирает пыль, моет пол. Но малыши этого могут не замечать, если специально не обратить на это их внимание. Проводя занятие «Рассказ воспитателя о труде помощника воспитателя», я использую различные ситуации из жизни, чтобы полнее раскрыть характер и содержание труда обслуживающего персонала.
Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого труда – забота о детях.
Аналогичная работа по раскрытию труда и трудовых обязанностях проводится и за работой медицинской сестры, которая осматривает малышей, спрашивает их о здоровье. Свои представления об этом труде дети вместе с воспитателем реализуют в игре : лечат кукол, делают уколы.
Интересно организовывать наблюдение за трудом водителя, который привозит продукты в детский сад. .Я знакомлю с ним детей, то есть создаю обстановку эмоциональной близости, взаимной доброжелательности. Встретив шофёра в следующий раз, дети здороваются с ним, проявляют уже самостоятельный непосредственный интерес не только к нему, как к человеку, но интересуются и его трудовыми функциями и обязанностями. Дополнить уже имеющиеся представления детей о шофё ре можно через чтение специально подобранной литературы: стихотворение Б. Заходера «Шофёр», «Авария» Л. Рашковский, «Я шофёр» А. Мецгер, «За рулём» Е. Сенин, но и огранизацию сюжетно – ролевых игр «Шофёр», «Мы – водители», «Машины на нашей улице».
Наблюдения за трудом дворника можно организовывать в течение года. Дети узнают, что дворник поддерживает чистоту и порядок на территории детского сада; что он использует метлу, лопату, когда, в каких целях При наблюдении обязательно подчёркиваю, что дворник хорошо подмёл, а на таком участке приятно играть. Во время прогулки обращаю внимание на то, чтобы они не сорили, показываю, куда надо бросать бумажки и другой мусор, напоминаю, как дворник трудился, убирая участок. Зимой также наблюдаем с детьми за его работой, как дворник старательно расчищает дорожки от снега.
Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Правильно организованная игра может быть прекрасным средством воспитания к труду, уважения к человеку – труженику.
Играя в детский сад, дети берут на себя роли няни, воспитателя, то, что им близко и уже понятно.
В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада.
В средней группе тема «Знакомство с трудом людей в детском саду» предполагает более широкое программное содержание: уточнение знаний детей о работе воспитателя и музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Здесь обогащается игровая деятельность детей, ребята осознанно берут на себя уже понятные роли.
После того, как дети познакомились с трудом врачей, водителей, хлеборобов и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, я стараюсь раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к людям любой профессии.
С детьми старшей группы я наметила знакомство со следующими профессиями: с трудом продавца, парикмахера, библиотекаря, космонавта, швеи и модельера, пожарного, строителя.
Решила объединить знакомство с этими профессиями в творческий проект «Все профессии важны, все профессии важны». Целью проекта было формирование у детей познавательного интереса к профессиям, их взаимосвязи, интереса к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно – исследовательской деятельности.
В своей работе я использовала – наблюдения, познавательные беседы, экскурсии, просмотры презентаций и видеороликов, чтение художественной литературы и продуктивную деятельность. Составила перспективный план работы по этой теме, создала пространственно – предметную среду, организовала выставку книг в книжном уголке.
Детям очень понравились экскурсии в библиотеку, парикмахерскую, магазин, аптеку, на почту.
Много читали рассказов, стихов, загадок. Рассматривали различные картинки и иллюстрации в книгах. Детям полюбился видеоролик о Волчонке Зубок, который задавал вопрос «Какая профессия самая важная, главная, без которой мы не могли бы обойтись?» Дети размышляли, отвечали, чтобы было, если бы не было профессии врача (водителя, полицейского и т. д. ?
Проводились тематические беседы: «О профессии продавца», «Как работает парикмахер», «Где живут книги», «Что мы знаем о труде строителей», «Что надо делать при пожаре».
Специально организованная деятельность проводилась по следующим темам: «Полёт в космос», «Витрины магазинов», «Знакомство с трудом швеи, модельера, закройщика», «Знакомство с трудом врача. Международный день медицинского работника». Итоговым занятием было «Путешествие в мир профессий».
Вышеперечисленные действия нашли своё отражение в изобразительной деятельности:
«Космос», «Профессии наших родителей», «Предметы, необходимые для работы» (атрибуты к сюжетно – ролевым играм). Лепили из солёного теста печенье для игры «Магазин». Конструировали лодочки, самолёты, корзиночки и монеты.
Полученные представления о труде взрослых отобразились в сюжетно – ролевых играх: «Магазин» (овощной, обувной, продуктовый, «Скорая помощь», «Наша улица», «Мы – строители», «Моряки», «Пожарные», «Салон красоты», «Кафе»,
в различных дидактических играх, в подвижных играх, в дыхательной гимнастике «Пожарники»; в утренней гимнастике «У садовника», «Пилоты»; в гимнастике после сна «Цирк».
На музыкальных занятиях учили песни и частушки о профессиях
. С удовольствием стирали кукольное бельё, пересаживали цветы.
С родителями провела собрание на тему «Трудовое воспитание в семье», где рассказала о значении труда в воспитание ребёнка, дала полезные советы, что нужно делать дома, чтобы привлечь к выполнению определённых заданий, поручений.
Совместно с родителями оформили альбом «Профессии наших родителей» (дети принесли рассказы о своих родителях и их фотографии). Итогом проекта было развлечение для родителей «Я хочу быть….!»
Я считаю, что дети более подробно познакомились с трудом своих родителей и другими профессиями. Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволила осознанно освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к социализации.
Я думаю, что главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.
Важно, чтобы вся проведённая мною воспитательная работа дала те результаты, которые проявились бы в бережном отношении детей к своим родителям, их труду, к земле и её богатствам, животному миру, ко всему народному достоянию.