Надежда Ермышова
Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истории и культуре русского народа
«Мир русского дома»
Проблема отцов и детей всегда остра, но в переломные периоды истории она обретает более болезненный характер. И тогда обыкновенный предмет : старинная игрушка, чугунок, прялка может дать для взаимного понимания подчас больше, чем серьезная монография или величественный памятник.
Публикация «Приобщение детей к истории и культуре русского народа „Мир русского дома“» размещена в разделах
С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? В своей работе я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить культуру и историю русского народа, а верными попутчиками станут национальные игры и праздники, костюмы, герои сказок, песни и танцы. Если все это становиться живым и настоящим, а значит близким и понятным ребенку, то у него возникает интерес и желание узнавать о прошлом своей Родины. Важнейшей задачей музейной педагогики является создание условий для формирования потребности в общении с искусством, навыков такого общения и радости от него. Задачи, которые, я ставила перед собой, согласовываются с основными принципами музейной педагогики предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Цели:
- Учить ребенка видеть историко -культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.
-Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки.
-Развивать потребность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
-Вызвать любовь уважение к культуре русского народа, готовность понимать и принимать систему народных ценностей.
Задачи:
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)
3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Знакомство с русскими народными играми.
Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.
Так же в одном из помещений ДОУ соорудили мини- музей «Русскую избу». Для его создания привлекли родителей детей посещающих детский сад. Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
Традиционно раз в месяц мы ходим в гости в «Русскую избу», где проводятся увлекательные занятия. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ «Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».
В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество к нам приходили колядовщики: поздравляли детей колядкой, встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки - всё это делает процесс игры более интересным и соде ржате л ьн ы м.
Под впечатлением увлекательных занятий дети с удовольствием творят- рисуют и лепят. Также я знакомлю детей с народно - прикладным искусством, у нас имеется множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Воспитание, обращенное к национальным ценностям имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиции России. Оно определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Период дошкольного детства один из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основу моей работы положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.