Наталья Карташова
Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Обучение и воспитание исторически возникли с возникновением человечества. Действительно, для того чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды и т. д. Это было элементарное обучение и воспитание, когда ребенок овладевал всеми умениями в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им, повторяя их действия. Опыт расширялся, обогащался за счет более глубокого познания окружающего мира, его предметов и явлений. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Одновременно накапливался и опыт выражения всех действий, описаний продуктов труда, орудий производства (охота, рыболовство, изготовление одежды, жилища и т. д., его результатов в языковой и знаковой формах (в виде рисунков, символов и др.).
Публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа» размещена в разделах
Определений культуры имеется немало. Культура - это совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека (Г. Н. Волков). Версия культуры в понимании П. Б. Вейлла: «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно - родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности. Именно посредством письменности идеи и символы, необходимые для национального объединения людей, получают возможность широкого распространения среди грамотной части населения. Письменная культура как бы противостоит стихии живого разговорного языка с его местными диалектами и семантическими различиями. О возникновении национальной культуры мы судим, прежде всего, по факту рождения письменного языка и национальной литературы.
Феномен русской национальной культуры занимает совершенно определенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Её историческим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один из наиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносов мира. Народ как единое целое – основная питательная, животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всех достижений русской национальной культуры : интеллектуальной мысли; художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины и педагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. Русская культура, как и всякая другая, существует во времени и пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается, обогащается и видоизменяется её содержание и облик. Понятие культуры содержательно и многогранно [8].
Русская национальная культура имеет еще более широкое понятие: материальные и духовные ценности народа, созданные им в ходе своей истории; способ жизнедеятельности и мироустройства русских людей; своеобразие жизни русских в конкретных природно - географических, исторических и этносоциальных условиях; религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении; совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций; способности, потребности, знания, умения, социальные чувства мировоззрения русского народа.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций народа, но и как приобщение новых поколений к системе культурных ценностей народа. По утверждению Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросам современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущие, чтобы не утратить своего лица и самобытности. Народные традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (Д. И. Водзинский). Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок по мнению В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса. [9].
Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания. Психологические исследования (Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте закладываются основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Дошкольное детство – это период социализации ребенка. Это приобщение его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. [3]. «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основания предположить, что период шести-семи лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами национальной культуры» (В. Г. Безносов, Д. С. Лихачев).
Анализируя педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что данная проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской национальной культуре в наше время широко исследуется.
Проблема народного воспитания находилась в центре внимания многих педагогов-исследователей: К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста: Е. Н. Водовозова, Н. С. Картинская, О. С. Соловьева, А. П. Усова, Е. А. Флерина.
Существуют различные программы по приобщению детей к русской национальной культуре. Например, программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева). [8] О. Л. Князева, М. Д. Маханева рекомендуют приобщать детей к богатому культурному наследию русского народа, к его духовной культуре : народным обычаям, обрядам, праздникам; языку, народному творчеству (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка); искусству (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).
В данной программе, в педагогические условия по приобщению дошкольников к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, выбраны следующие приоритеты: окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. Также авторы заявляют о необходимости широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. В пословицах и поговорках четко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Л. М. Захарова выделила следующие компоненты культуры : материальная (национальный костюм, предметы быта, жилище, кухня, орудия труда, украшения и др., духовная (религия, язык, традиции, обычаи, мифология, нормативно-правовая (нормы, правила, духовные ценности). Л. М. Захарова предлагает в рамках воспитания у детей культуры межнационального общения использовать общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи.
По мнению О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от форм и методов обучения и воспитания. К ним относят: беседы (познавательные, этические, эвристические, видеопросмотры, развлечения и праздники, фольклорные концерты и театрализованные представления, знакомящие дошкольников с русской народной культурой. Данные формы работы может быть построены на «мономатериале», например, участие детей в празднике «Масленица», сценарий которого отражает традиции его отмечания русским и другими славянскими народами. Эти действия, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд.
Особое место занимают целевые прогулки и экскурсии. Среда города, как и любой другой местности (достопримечательности, культурные объекты, такие, как библиотеки, театры, музеи, природа и др., а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных, производственных и культурных заведений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону и географической широте. Это позволит детям получить живые впечатления и усвоить достаточно обобщенные знания краеведческого характера. Экскурсии, посещение выставок, музеев и других культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
В семье дети получают первые представления о культуре своего народа. Именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам, без чего этнокультурная осведомленность дошкольников так и останется на уровне теории. Одним из важных педагогических условий формирования представлений дошкольников о русской национальной культуре является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путем привлечения родителей к проведению совместной деятельности: знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурной спецификой : вышиванию, плетению из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте; участия родителей в выставках семейного творчества; устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций; предоставления родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду; создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате; проведения родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем; совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой; выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются. [8]
Таким образом, в многонациональном государстве взаимодействие граждан определяется культурой каждого участника. От эффективности приобщения дошкольников к культуре русского народа зависит целостность российского государства. Единение нации – общности людей, обладающих единой территорией, языком, - глубоко нравственная задача для российского общества.
Список использованной литературы
1. Аполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / Н. Аполонова // Дошкольное воспитание. -1992. - №5-6. - с. 5-8.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1968.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова, - М. : Педагогика, 1991.
4. Гладких, В. Н., Мальцева Н. В. Мы призваны сохранить русскую историю, культуру, традиции [Текст] / В. Н. Гладких Н. В. Мальцев. // Дошкольное образование. - 2002.- № 6. - с. 39-43.
5. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» [Текст] / Громыко Ю. В., Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М., 1999. – 7 с.
6. Захарова Л. М. Воспитание у детей культуры межнационального общения: Учебное пособие. / Л. М. Захарова. – Ульяновск, 2006.
7. Клеменко, П. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми [Текст] / П. Клеменко // Дошкольное воспитание – 1983- №5 - с. 34-35.
8. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской национальной курьтуре. Программа. Учебно-методическое пособие [Текст] / О. Л. Князева, Н. Д. Маханева, – 2-е изд. перераб. и доп. ; Спб. : Детство-Пресс, 2008.
9. Лихачев, Д. С. Этнология культуры [Текст] / Д. С. Лихачев, М., 1999.
10. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст] : Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.