Наталья Черных
Конспект НОД «Из истории русского платка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Из истории русского платка»
Организационная информация: Примечание
1. ФИО, должность педагога. Черных Наталья Васильевна
2. Направление развития детей. патриотическое
3. Доминирующая образовательная область. познание
Методическая информация:
1. Тема непосредственно образовательной деятельности. «Из истории русского платка»
2. Методы и приемы реализации содержания НОД. Беседа, показ презентации, игра
Публикация «Конспект НОД „Из истории русского платка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
3. Интеграция образовательных областей. «Познание», «Коммуникация», «Социализация» «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».
4. Вид детской деятельности. Познавательная, продуктивная, коммуникативная, двигательная.
5. Возрастная группа: старшая
6. Цель: Способствовать включению детей в процесс добывания знаний о платке
6. 1 Задачи воспитания: -воспитывать чувство патриотизма и гордости за родной край, используя разнообразные виды искусства; эмоциональный отклик при восприятии изделий народного промысла, эстетическое отношение к ним, уважение к людям, создающим красоту народного быта.
6. 2 Задачи развития: -развивать у детей познавательный интерес к истории родного края,
Личностною позицию как при восприятии произведений, так и процессе творчества, слуховое, зрительное воображение, творческие способности к изобразительной деятельности, наблюдательность уметь видеть характерные признаки в изделиях народного искусства.
6. 3 Задачи обучения: - Познакомить детей с народным промыслом родного края
-учить в сотворчестве выполнять коллективную работу для создания произведений.
-обучать нетрадиционной технике изображения.
7. Планируемые результаты:
8. Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности. Выставка платков, мультимедийная установка, платки для творчества, гуашь, трафареты, ватные палочки, губки
9 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты. Игра «Ручеёк», слушание музыки, дефиле
10 Работа над словарем: Павлов-посад, паутинка,мастерская,рукодельницы,фабрика, печати.
1. Вводная часть. Воспитатель: Ой вы гой - еси люди добрые,рады видеть вас и приветствовать! Вам поклон земной за радушие /делает поклон /.А еще один –за внимание/ делает поклон/.Где второй поклон там и третий лег,
не нарушить чтоб нам традиции /делает третий поклон /.
Из далёких мест я приехала из села да из Павловки.
Не с пустыми руками к вам приехала с сундучком волшебным загадочным. И поведаю вам историю про интересную вещь, что в сундучке спряталась.
Ну, а вы сидите тихонечко да за всем следите внимательно. /опускает руку в сундучок/. Здесь предмет одежды, кусок ткани, он бывает шелковый, пуховый шерстяной, женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане.
-Что это?
Дети: Это платок
Воспитатель:
-Да это платок. Платки бывают разные, но сегодня я хочу познакомить вас с историей Русского платка.
- В старину на Руси кусок материи называли «Плать». Женщины покрывали голову куском ткани – платом.
Отсюда и появилось слово платок. 3 мин.
2 Основная часть: Звучит минусовка «Оренбургский пуховый платок.
На фоне музыки воспитатель рассказывает стихотворение
Ах, платочек мой платочек-
Весь в узорах уголочек
И белее ковыля распушистые поля.
Распушистый, распушистый-
Его знает целый мир,
И в Париже носят тоже
Оренбургский сувенир.
Презентация
Воспитатель озвучивает презентацию
-Оренбургский пуховый платок своеобразный символ, «Визитная карточка» Оренбуржья.
В одну из суровых оренбургских зим, почти 200 лет назад, казачка Алена Денисовна Рычкова, связала первый Оренбургский пуховый платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство.
-Это такое чудо, как гжельская ваза или вологодское кружево, хохломская роспись, как русская тройка, русская песня.
- пуховые изделия оренбургских мастериц давно- давно получили широкую известность не только в России, но и далеко за ее приделами.
В долгие зимние вечера казачки садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
- Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности и способности сохранять тепло.
Воспитатель: Дети давайте рассмотрим оригинальные узоры этих платков.
-Особым изяществом отличаются ажурные платки «Паутинки». Несмотря на небольшой размер, «Паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить его через обручальное кольцо.
Предлагаю детям самим попробовать сделать это.
Физминутка /самомассаж)
Белый пух
Снежный пух
Все- все- все в пуху вокруг
(плавные движения руками перед собой).
Пух на шапках
Пух на губках,
(коснулись пальчиками губ)
Пух на бровках
(коснулись бровей).
Пух на шубках
(погладили себе плечи
Дети сели на стульчики зазвучала музыка «Подари мне платок»
Воспитатель на фоне музыки:
-Большой, как скатерть, с пышными кистями,
Молочно- белый, русский набивной,
Платок с Павлово-Посадскими цветами.
Лежит, красуясь передо мной.
-Давным–давно, на Руси в городе Павловском Посаде появилась фабрика.
Основал ее зажиточный крестьянин Иван Лобзин.
Там и начали делать эти уникальные платки.
Каждый платок не похож на другой, они неповторимые разные.
Воспитатель детям: давайте рассмотрим их по внимательнее.
Дети подходят к выставке платков рассматривают их.
Воспитатель:Посмотрите внимательно, какими узорами украшены платки?
- а какого цвета листья, веточки, цветы?
-узоры платка напоминают нам о многоцветье лета, о красоте природы.
- а вам дети, что напоминают эти узоры?
Дети: отвечают.
-обратите внимание цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Красивый платок был лучшим подарком к любому празднику.
-Павлово-Посадские, так же как и Оренбургские пуховые платки – это очень модная деталь одежды. Они могут украсить любой наряд, и сделать его привлекательным, выразительным и неповторимым.
Воспитатель: предлагает девочкам накинуть на плечи платки и почувствовать,как в нем тепло и уютно, а мальчикам пригласить девочек прогуляться по улице, как в старые добрые времена
Дефиле под музыку.
Воспитатель: платок на Руси был не только украшением. С платком еще и играли. С одной такой русской народной игрой я хочу вас познакомить. Эта игра называется «Заря-заряница»
Проводится игра
«Ручеёк»
Но вот мы отдохнули, поиграли.
Воспитатель : А теперь ребята, я хочу вас пригласить в мастерскую,
И побыть в роли рукодельниц пуховых платков, мастеров по росписи ткани.
Мальчики будут мастерами по росписи ткани, а девочки рукодельницы по изделию пуховых платков.
-каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает может и наши платочки прославятся на весь мир.
-сейчас мы попробуем наносить на наш платок узоры с помощью печати. Берем печать, обмакиваем в гуашь лишнею гуашь убираем о край блюдца. теперь начинаем печатать. Цветы чередуя с листьями. Печати-листочки обмакиваем только в зеленую гуашь. Печати - цветы обмакиваем в желтую, синею, красную гуашь.
Под народную мелодию дети начинают печатать. 15 – 20 мин.
3
Заключительная часть: Воспитатель: вот мы и закончили создавать платок
-Это просто шедевры искусства
Уникальных узоров не счесть
Палантин, паутинка, платочек.
Анализ НОД 2 мин.
Длительность НОД: 20-25 мин.