Получи документы

Опыт производственной практики «Приобщение детей к истокам народной культуры»

Людмила Мишустина
Опыт производственной практики «Приобщение детей к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт производственной практики

В последнее время детский сад стал учреждением с программой развития, контрактами и даже конкуренцией, в этих условиях особую важность приобретают наши человеческие качества - доброта, терпеливость, порядочность. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте современных дел порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. Воспитатель, должен и обязан согреть детей своим теплом. Чтобы дети тебе поверили, их надо просто любить и создавать такие условия, чтобы они могли бы подниматься на ступеньку выше своего развития.

Публикация «Опыт производственной практики „Приобщение детей к истокам народной культуры“» размещена в разделах

Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна необходимость развития дошкольного образования в целом и каждого дошкольного учреждения в отдельности. Современное общество меняется, меняются и его приоритеты. Дошкольный возраст – время закладывания и формирования навыков и умений, переходящих в фундаментальные навыки, сопровождающие человека на протяжении всей жизни. Приоритетной целью модернизации российского образования является обеспечение его высокого качества, раскрывающегося через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность».

Основной целью программы развития дошкольного учреждения, в котором я работаю, является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными особенностями, подготовка детей к жизни в современном социуме.

Весь воспитательно - образовательный процесс в учреждении строится с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов по программе «От рождения до школы» под редакции Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Гербовой В. В. При работе с детьми дошкольного возраста учитываются их индивидуальные особенности, которые выявляются в процессе диагностических процедур. Учет индивидуальных способностей нужен и при организации дифференцированного подхода, который выстраивается по двум основным направлениям:

• через создание многоуровневой и функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (в группе выделены зоны с учетом интересов, потребностей и возможностей детей);

• через гибкий охват детей, соответствующий их интересам и возможностям, формам и содержанию деятельности (задания разного уровня сложности, объединение в группы с учетом интересов детей).

Именно такой подход позволяет наполнить работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности. Развивающая среда в группе направлена на то, чтобы каждый ребенок мог максимально раскрыть свои способности, реализовать свою личность. Пространство организовано так, чтобы ребенок мог применить на деле имеющиеся у него знания и что еще более важно, мог сам найти ответы на интересующие его вопросы. Для этого в группе есть уголок природы и уголок по познавательно – исследовательской деятельности детей, патриотический уголок, мини-музеи, библиотека книг и энциклопедий, зона художественного творчества, театральная зона, релаксации, зона развивающих игр и конструкторов, головоломок различной степени сложности. Каждая зона мобильна, разнообразна, постоянно обновляется. Каждый ребенок может заниматься тем, что его увлекает, объединяться в группы по интересам или просто уединиться. Если ребенок затрудняется в выборе игры, я стараюсь подтолкнуть его к самостоятельному поиску решения, подумать. Как и где он может найти решения его проблемы. Кто или что ему поможет.

Мое убеждение – педагог должен учиться всему и постоянно. Воспитание группы детей – дело не простое и обязывает меня быть сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций. Из своего практического опыта пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности.

- воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем;

- нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми;

- главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.

Цель моей производственной практики, которая согласовывается с целью дошкольного учреждения «Детский сад «Золотая рыбка». Является формирование у дошкольников патриотических чувств. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств. В работе с детьми воспитатели используют программу Князевой О. Л., Миханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной стороны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика. Так в группах проводят: посиделки «Золотые руки мастеров», «Осенние ярмарки», ежегодные Крещенские благотворительные ярмарки, тематические вечера «Березы России», день матери с показом русских народных сказок, праздник «А ну-ка девочки» с показом костюмов из подручного материала.

В группах сложились традиции: все осенние и весенние праздники и развлечения проводятся на основе фольклора. Зимой на улице проходит прощание с Масленицей, дети водят хороводы, играют в русские народные игры, читают заклички, забавляются озорными соревнованиями. В праздник Пасхи дети делают из различного подручного материала «пасхальные яички» и разукрашивают их.

Для приобщения детей к истокам русской народной культуры необходимо, чтобы окружающие их предметы, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группе раннего возраста воспитатели знакомят детей с русской народной игрушкой – матрешкой, дети с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. В речевых зонах присутствуют иллюстрации к потешкам и русским народным сказкам.

В работе с детьми, воспитатели широко используют все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, воспитатели, тем самым, приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Мои воспитанники знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу. И воспитатели детского сада «Золотая рыбка» решили привлечь родителей, чтобы познакомить детей с народной игрушкой. В результате возник мини-музей «Куклы наших предков». Мы с детьми посетили этот мини-музей. Представленные куклы изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей : куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница». Нам рассказали, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют. Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, я привлекала детей к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведь людей, знающих свою историю, традиции, культуру, невозможно сбить с толку, купить на дешевую наживку, превратить в не помнящих родства Иванов.

Для приобщения детей к истокам народной культуры в детском саду «Золотая рыбка» создана предметно – развивающая среда:

- мини-музей «Русская изба»;

- мини-музей «Золотая хохлома».

- мини-музей «Куклы в национальных одеждах»

- мини-музей «Хлеб - всему голова»

Воспитатели в своей работе делают акцент на воспитание любви к родному дому, к природе, культуре малой родины. Знакомят детей с родным краем с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями, что формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской и армянской народной культуры Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески.

Опыт работы по приобщению детей к истокам народной культуры «Русские традиции» (выступление на городском форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения») Необходимость.

Фотоотчет о родительском собрании в подготовительной к школе группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Фотоотчет о родительском собрании в подготовительной к школе группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к русской народной культуре является главной задачей и занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе в.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Путешествие на златогривой чудо-тройке» Цель: создание условий для знакомства детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном.

Образовательный проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 «Олимпик» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей к.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Всякому мила своя сторона» (русская народная пословица) Каждому человеку и каждому народу чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы.

Программа кружка по приобщение детей к истокам русской народной культуры «СВЕТЛЯЧОК» (приобщение детей к истокам русской народной культуры) Руководитель: Митрошина И. Н. МАДОУ д/с «Колосок» д. Гришина Слобода Жуковского.

Конспект родительского собрания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Конспект родительского собрания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Смотрим в будущее, но не забываем прошлое.

Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма,.

Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины» Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины». СОДЕРЖАНИЕ 1. Тема проекта 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт производственной практики «Приобщение детей к истокам народной культуры»
Опубликовано: 8 января 2019 в 22:14
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт производственной практики «Приобщение детей к истокам народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Мишустина (УИ 540559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД