Елена Федотова
Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тема проекта
2. Постановка проблемы
3. Актуальность проекта
4. Вид проекта
5. Цель и задачи проекта
6. Интеграция образовательных областей
7. Ожидаемый результат
8. Предварительная работа
9. Этапы реализации проекта
Публикация «Творческий проект „Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника Осенины“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осенины. Праздник урожая
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
10. План реализации проекта
11. Материально - технические ресурсы
12. Учебно – методические ресурсы
13. Результат проекта
1. Тема проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере праздника «Осенины».
2. Постановка проблемы: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
3. Актуальность проекта : Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др. Во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому.
4. Вид проекта : познавательно-творческий, среднесрочный, коллективный.
Участники проекта : музыкальный руководитель Федотова Е. А., воспитатель Чумак Е. В., дети подготовительной к школе группы № 8, воспитатель Москвина А. В., воспитанники группы №5, родители.
5. Цель проекта : Ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси на примере праздника «Осенины»
Задачи:
1. Развивать речь средствами фольклора.
2. Развивать эмоционально-познавательный интерес к культурному наследию России.
3. Расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси.
4. Осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
5. Воспитывать уважительное отношение к традициям славянской культуры.
6. Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
7. Предполагаемый результат: Воспитанники детского сада:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.
2. Знают несколько русских народных подвижных и хороводных игр. Используют их в самостоятельной деятельности.
3. Осмысленно и активно участвуют в празднике «Осенины» (знают название праздника, его историю, поют песни, танцуют, читают стихи).
4. Знают историю русского народного костюма, головных уборов.
5. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
6. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
8. Предварительная работа.
Сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций.
9. Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 4 недели с 9 октября по 3 ноября.
№ п/п Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Сроки
1 Выбор темы, постановка проблемы Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. 9 – 11 октября
2 Планирование Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта) Объединение детей в рабочую подгруппу. Распределение амплуа 12-13 октября
3 Сбор сведений. Обобщение полученных данных Организовывает деятельность детей в образовательных областях, обеспечивает материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление Формирование специфических знаний, умений, навыков. 16-20 октября
4 Презентация проекта Подготовка продукта деятельности к презентации. Представление. Представляют зрителям продукт деятельности. 3 ноября
10. План реализации проекта.
Виды деятельности Сроки Результаты Форма регистрации результата
Консультация для родителей «Славянские праздники» 16 октября Заинтересованность родителей в разностороннем развитии детей Конспект консультации
Подвижные игры: «Гори, гори, ясно», «Стадо», «Ключи», «Большой мяч» 23-30 октября Развитие быстроты, внимания, ловкости. Описание игр
Беседа с детьми. «Праздники на Руси» 17 октября Знакомство с традициями и праздниками славян. Конспект беседы
Посещение краеведческого музея «Зал крестьянского быта» 18 октября Знакомство с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью. Фото
Итоговый утренник «Осенины» 3ноября Воспитание эмоциональной отзывчивости Фото и конспект
11. Материально – технические ресурсы:
- информация в СМИ;
- уголок патриотического воспитания в группе;
- Игротека;
- Методические и дидактические пособия, картотека.
12. Учебно - методические ресурсы:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Метод. Пособие Н. В. Алёшина - М
3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ: Детство-Пресс, 2004.
5. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
13. Результатом проделанной работы является создание развивающей среды в группе: собран демонстрационный и дидактический материал (русские народные игры, песни, танцы, костюмы, народные игрушки, предметы старины, вышивки и т. д., сшиты костюмы по мотивам русского народного костюма, разучено несколько русских народных хороводных и подвижных игр, песен, танцев, загадок, стихов на тему «Осень».
Проведен праздник «Осенины» с участием родителей.