Дарья Орлова
Принципы планирования работы в танцевальных коллективах
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы планирования работы в танцевальных коллективах.
Процесс обучения в самодеятельном хореографическом коллективе значительно отличается от процесса обучения школ искусств, хореографических училищ, институтов культуры. В самодеятельном коллективе большая часть времени связана с выступлениями, что в свою очередь вызывает необходимость сокращения курса обучения. Поэтому, исходя из условий и возможностей коллектива, руководитель должен правильно выстраивать процесс обучения.
Публикация «Принципы планирования работы в танцевальных коллективах» размещена в разделах
Разные учёные выделяют разнее количество принципов обучения : 4,5,7 и более.
Учитывая специфику самодеятельного хореографического коллектива, я выделила следующие :
1. принцип активности
2. принцип наглядности
3. принцип доступности
4. принцип систематичности
5. принцип прочности знаний
1. Принцип активности
Этот принцип характеризует отношение человека к действительности, его позицию, проявляющуюся в действительности, обучении, творчестве.
Активность воспитывает, прежде всего:
• самостоятельность, когда действия и слова педагога будят мысль ученика, желание повторить движение
• культуру движения, когда отдаётся предпочтение технике исполнения, анне силе.
Но следует отметить, что активность не должна быть чересчур подражательной. Конечно, на первых порах дети невольно заимствуют исполнительскую манеру своего педагога. Затем, когда у них появиться уверенность в своих силах и некоторая самостоятельность действия, надо постепенно предлагать им вкладывать в каждое учебное задание своё исполнительское чувство, своё отношение к нему, то есть проявлять свою манеру движения. Надо следить за тем, чтобы обучающиеся проявляли искренность и безыскусственность действия, чтобы «не играли» манеру движения, а чтобы она рождалась естественно, а не по принуждению. Подобный подход позволит обучающемуся «найти себя», свою индивидуальность.
В данном педагогическом принципе главное для педагога это:
1. объяснить цель и значение движения
2. в новом опираться на усвоенное
3. применять словесный отчёт, анализировать причины ошибок, прежде чем их исправлять
4. применять метод поощрения
5. индивидуальный подход
Так как коллектив состоит из детей различной одарённости, то и результаты обучения будут отличаться друг от друга. Не все из них могут освоить высокую степень техники классического танца. В таком случае педагог обязан сделать всё от него зависящее, чтобы обучающийся добился лучших результатов. Если же это невозможно, то программа для данного обучающегося должна считаться исчерпанной. Пусть результаты будут неодинаковы, но все должны овладеть исполнительской культурой танца в пределах своих профессиональных возможностей.
При постановке цели, например овладение каким-либо движением надо обратить внимание обучающихся на роль воли, упорства, настойчивости, сознательного усвоения навыков.
2. Принцип наглядности
Именно с этого принципа приходиться начинать приводить в жизнь все остальные принципы в хореографическом коллективе и каждый день начинать работу с этого принципа.
«От того, как педагог входит на занятие, как держится на всём его протяжении, показывает учебные задания и т. д., зависит накопление определённых впечатлений и опыта в памяти обучающегося. Поэтому все действия педагога должны отличаться строгим педагогическим расчётом, выдержкой, простотой, вкусом, неподдельной увлечённостью и любовью к ученикам» - отмечал (известнейший хранитель лучших традиций школы русского классического балета).
Практически принцип наглядности осуществляется по правилу «от простого к сложному» :
1. название движения или комбинации
2. показ
3. краткое описание и последовательность исполнения
4. повторный показ (если необходимо)
5. объяснение (выделение главных элементов)
6. осмысление техники исполнения
Именно принцип наглядности хорошо воспитывает и укрепляет память обучающегося, в первую очередь зрительную память, так как зрительная память фиксирует в сознании его всё то, что ему показывал и показывает педагог, а также воспитывает исполнительскую память и культуру поведения обучающегося.
Следует особо отметить, что метод наглядного показа должен помогать ребёнку понять и освоить исполнительские правила техники движения.
Быстрейшему освоению движения помогают:
• ритм и темп исполнения
• физическая помощь (станок, рука педагога)
• правильный показ
В младшей группе новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по несколько раз, до полного усвоения обучающимися.
В средней группе показ необходим уже в меньшей мере, так как возраст, сознание и техническая подготовленность позволяют обучающимся быстрее запоминать и осваивать новые движения.
В старшей группе показом следует пользоваться ещё экономнее.
Я бы выделила несколько правил для педагога в осуществлении этого принципа :
1. показ должен быть продуман и методически грамотен
2. учитывать физическую и психическую готовность обучающихся к занятиям
3. учитывать индивидуальные особенности обучающихся
4. эмоциональность должна стать одним из главных элементов в проведении занятий
3. Принцип доступности
Наиболее важным в данном принципе работы для педагога я считаю, что:
• при показе нового необходимо опираться на условие – от лёгкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному
• учитывать индивидуальности детей – пол. Возраст, темперамент, техническую подготовленность, состояние здоровья
• к сильным повышать требования, слабых поощрять
• искать причину ошибки вместе с обучающимися
Руководитель должен знать уровень развития и потенциальные возможности детей. Нарушение этого правила может отрицательно сказаться на мотивации обучающихся заниматься хореографией.
Но принцип доступности предполагает постоянное преодоление трудностей, эмоциональной, интеллектуальной, физической нагрузки.
Доступными, прежде всего, должны быть:
• объяснение-показ
• физическая нагрузка (темп, количество повторов)
• техника исполнения
Устанавливая объём знаний, которые могут быть усвоены, педагог может давать задания, опережающие достигнутый уровень, что активизирует обучающихся на преодоление новых трудностей, заинтересовывает их. Но чтобы избежать утомляемости организма ребёнка, необходимо чередовать периоды напряжения с периодами отдыха. Это позволит восстановить силы и быть готовым к выполнению ещё более сложных заданий.
4. Принцип доступности
Принцип этот направлен, прежде всего, на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
В младшей группе (7-8 лет) закладывается основа, без которой в дальнейшем не может крепнуть и развиваться мастерство будущего танцовщика.
Следует строить занятие на ритмических, игровых элементах и движениях бального танца, а затем постепенно вводить в тренаж движения классического и народно-сценического танца.
В основе репертуара, на мой взгляд, должно быть больше сюжетных, жизнерадостных танцев, они должны быть событийными, но в тоже время доступными для восприятия.
В средней группе (9-12 лет, опираясь на подготовительный фундамент в младшей группе, обучающиеся осваивают и развивают более трудные исполнительские приёмы.
В старшей группе (13-15 лет) окончательно завершается и совершенствуется наиболее сложная часть программы, опирающаяся на достигнутое в предыдущих группах. Здесь я посоветовала бы начинающему педагогу больше воспитывать художественный вкус обучающихся через беседы, экскурсии, музеи, театры с последующим обсуждением репертуара. Следует уже критиковать не личность ребёнка, а поступок, больше развивать хореографическую технику (вращение, скорость, ловкость, силу, выносливость, применять индивидуальный подход вплоть до поручения проводить занятия с младшей группой.
Я считаю важным для педагога:
1. последовательно планировать изучение движения
2. не преодолевать сразу несколько трудностей
3. соблюдать регламент урока и его частей
Чем моложе коллектив по времени существования, тем больше времени отводится на экзерсис. Необходимо также убедить обучающихся, что успех в овладении танцем может быть достигнут только в результате систематического посещения занятий и упорного труда.
Данный педагогический принцип помогает правильно и логично организовать образовательный процесс и тем самым позволяет за меньшее время достичь больших результатов.
5. Принцип прочности усвоенных знаний
Этот принцип достигается благодаря систематическому повторению действий в постоянных условиях. На прочность знаний большое воздействие оказывает эмоциональность образовательного процесса, его увлекательность. Это развивает интерес обучающихся.
Педагог должен помнить, что нельзя переходить к новому материалу, не усвоив предыдущего; повторять усвоенное в сочетаниях и комбинациях; не допускать длительных перерывов в занятиях, репетициях, концертах.
Необходимо также закреплять знания, изменяя условия: исполнение на оценку, присутствие в классе родителей или педагога. Действительно практика доказывает, что в присутствии кого-либо в классе или, исполняя на оценку, ребёнок проявляет большую старательность, внимательность, выразительность.
Принцип прочности усвоенных знаний – есть показатель эффективности обучения, служит основанием для дальнейшего развития техники и выразительности детей.
Подведя итог всему вышесказанному, следует отметить, что все эти педагогические принципы обучения связаны между собой и игнорирование хотя бы одного их них влечёт за собой снижение эффективности обучения.
Единство всех этих принципов, их гармоническое взаимодействие помогает педагогу выстроить свою работу, как целостный педагогический процесс, способствующий физическому совершенствованию личности каждого участника коллектива средствами искусства танца, воспитанию хореографического мышления, музыкальности, художественного вкуса, чувства прекрасного, помогающего правильно оценивать явления жизни и искусства.
Именно грамотное и логическое сочетание всех выше описанных принципов работы позволит молодому специалисту достичь максимальных результатов в педагогической деятельности, повысить профессиональный уровень своего хореографического коллектива и найти своё место в творческом процессе.